И Н С Т Р У К Ц И Я
по охране труда
для врача и медсестры при работе в медпункте
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К работе в медпункте допускаются сотрудники, прошедшие
профилактический медицинский осмотр в установленном порядке и инструктаж
по охране труда.
1.2. Сотрудники должны соблюдать правила внутреннего трудового
распорядка, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При работе в кабинете возможно воздействие на присутствующих
следующих опасных и вредных факторов:
- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании
кабинета;
- отравление микрочастицами и парами ртути при разбивании градусника;
- заражение инфекционными заболеваниями в случае контакта с больными
воспитанниками.
1.4. Воспитанники должны:
- находясь в кабинете во время урока и на перемене, соблюдать правила
поведения, предусмотренные уставом;
- в кабинете соблюдать правила пожарной безопасности;
- при пользовании медицинским термометром соблюдать осторожность;
- о каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного
случая обязан немедленно сообщить врачу, дежурному администратору,
директору.
1.5. Воспитанникам запрещается:
- приносить в медицинский кабинет колющие, режущие,
легковоспламеняющиеся предметы;
- трогать медицинские приборы и другие предметы;
- бегать без разрешения учителя, открывать окна, фрамуги; толкать друг
друга; кидать различные предметы друг в друга;
1.6. Врач и медсестра должны:
- при работе в кабинете соблюдать правила пожарной безопасности, знать
места расположения первичных средств пожаротушения;
- обеспечить устойчивость мебели, имеющейся в кабинете;
- о возникающих неполадках сообщить администрации;
- проводить проветривание кабинета;
- обеспечить санитарную обработку медицинского оборудования согласно
требованиям СанПин 2.4.2.1178-02 (см. пп..1.8 - 1.11 настоящей
Инструкции);
- исключить из пользования непригодное оборудование; используемое
оборудование должно иметь соответствующие сертификаты государственного
образца;
- организовать учет и изоляцию больных школьников, проводить осмотры
контактирующих;
- использовать спецодежду, защитные средства для предупреждения
возможности заражения;
- вымыть руки с мылом перед началом работы;
- проводить обследование детей перед профпрививками;
- обеспечить правильное хранение медикаментов: хранить медикаменты
необходимо в специально отведенном недоступном для детей месте в
закрытом на ключ шкафу;
- при несчастном случае немедленно оказать первую медицинскую помощь и
сообщить о происшедшем администрации; при необходимости обеспечить
транспортировку пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение;
- знать пути эвакуации воспитанников на случай возникновения угрозы
пожара или другой чрезвычайной ситуации.
1.7. Работникам медпункта запрещается:
- оставлять без присмотра воспитанников в кабинете;
- оставлять без присмотра медицинские препараты;
- ставить тяжелые предметы на незакрепленные шкафы;
- ставить цветы на шкафы;
- оставлять включенными электроприборы;
- использовать непроверенное оборудование;
- закрывать дверь кабинета на ключ во время нахождения в кабинете
людей.
1.8. Целью проведения текущей дезинфекции является создание
безопасной чистой окружающей среды для воспитанников и персонала,
разрушение и сведение к минимуму большинства болезнетворных
микроорганизмов на поверхности неживых предметов, снижение риска
перекрестного заражения. Для обработки необходимо иметь
дезинфицирующие/моющие растворы, уборочный инвентарь, проводить
обработку необходимо 1-2 раза в день, с использованием дезинфицирующих
средств - не реже 1 раза в день, при этом обязательно иметь защитную
одежду для персонала.
1.9. Медработники обязаны обеспечить строгое выполнение следующей
процедуры текущей уборки помещений техперсоналом:
- надеть защитную одежду;
- чистой ветошью, пропитанной дезинфицирующим химическим моющим
составом, протереть поверхности подоконников, мебели, оборудования,
приборов и затем пол;
- протереть полы методом "двух ведер";
- уборочную ветошь смочить в дезинфицирующем растворе и вымыть
необработанные поверхности пола;
- ветошь прополоскать в воде, отжать;
- вновь смочить в дезинфицирующем растворе и вымыть необработанные
поверхности пола;
- дезинфицирующий раствор менять с учетом норм расхода, а воду - по
мере загрязнения;
- уборочный инвентарь после дезинфекции обеззаразить, прополоскать,
ветошь высушить и хранить в специальном шкафу или выделенном месте;
- включить бактерицидные лампы;
- проветрить помещение.
1.10. Целью проведения генеральной уборки помещения является сведение
до минимума количества болезнетворных частиц после полной уборки
медпункта, снижение риска перекрестного заражения. Периодичность
проведения уборки - 1 раз в неделю.
1.11. Медработники обязаны обеспечить строгое выполнение следующей
процедуры генеральной уборки помещений техперсоналом:
- надеть защитную одежду;
- провести предварительную уборку помещения с применением растворов
моющих средств;
- протереть полы методом "двух ведер";
- провести дезинфекцию чистой ветошью, обильно смоченной
дезинфицирующим химическим моющим составом, протереть поверхности
подоконников, мебели, оборудования, приборов и затем пол (возможно
орошение из распыляющей аппаратуры);
- протереть поверхности стерильной ветошью;
- включить бактерицидные облучатели с ультрафиолетовым светом;
- проветрить помещение;
- уборочный инвентарь после дезинфекции обеззаразить, прополоскать,
ветошь высушить и хранить в специальном шкафу или выделенном месте.
1.12. Медработники, допустившие невыполнение или нарушение инструкции
по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всем медицинским
персоналом проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ
РАБОТЫ.
2.1. Врач и медсестра обязаны:
- пройти инструктаж по охране труда в медпункте;
- проветрить помещение перед началом работы;
- подготовить рабочее место к работе;
- надеть спецодежду, удобную обувь;
- включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной
работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не
менее 300 лк (20Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк
(48 Вт/кв. м) при лампах накаливания;
- убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники
должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую
арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и
крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также
оголенных контактов;
- убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете;
- убедиться в исправности технических средств;
- проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности
стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета;
- убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в
пределах 21-23о С;
- проверить устойчивость и состояние мебели;
- вымыть руки с мылом.
2.2. Врачу и медсестре запрещается:
- оставлять без присмотра воспитанников на уроках и во время перемен;
- оставлять без присмотра лекарственные препараты, медицинские
приборы, оборудование;
- ставить какие-либо предметы на шкафы;
- с целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете
не допускается расставлять на подоконниках цветы;
- допускать эксплуатацию неустойчиво закрепленных шкафов, другого
оборудования, немедленно принять меры по устранению неполадок.
2.3. Воспитанники обязаны: выполнять требования охраны труда и
правила для воспитанников в медпункте.
2.4. Воспитанникам запрещается:
- трогать приборы и медикаменты без разрешения врача;
- трогать розетки и другие электрические приборы;
- нарушать требования врача по охране труда в медпункте;
- бегать без разрешения врача, открывать окна, фрамуги; толкать друг
друга; кидать различные предметы друг в друга;
- нарушать порядок размещения мебели в кабинете.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
3.1. Воспитанники обязаны:
- соблюдать требования медперсонала и правила поведения в медпункте;
- во время проведения процедур и лечения аккуратно выполнять
требования врача и медсестры
3.2. Воспитанникам запрещается:
- находиться в кабинете в отсутствии врача;
- трогать медицинское оборудование, медицинские препараты без
разрешения врача;
- самостоятельно включать электроприборы;
- во избежание падения из окна, а также ранения стеклом вставать на
подоконник;
- делать резкие движения во избежание травмы;
- открывать фрамуги, окна без разрешения врача;
3.3. Медперсонал обязан:
- обеспечить безопасное использование оборудования в кабинете;
- обеспечить устойчивую дисциплину воспитанников в кабинете;
- организовать учет и изоляцию больных школьников, проводить осмотры
контактирующих;
- проводить обследование детей перед профпрививками;
- обеспечить правильное хранение медикаментов: хранить медикаменты
необходимо в специально отведенном недоступном для детей месте в
закрытом на ключ шкафу;
- выполнять санитарно-гигиенические требования по режиму
проветривания, температурному режиму;
- соблюдать нормы освещенности кабинета;
- при работе с техническими средствами соблюдать все правила их
эксплуатации и охраны труда;
- поддерживать чистоту стекол: стекла окон и светильников в кабинете
должны очищаться от пыли и грязи не реже двух раз в год. Привлекать
воспитанников к этим работам запрещается;
- обеспечить безопасную эксплуатацию фрамуг: при открывании окон рамы
фиксировать в открытом положении специальным механизмом. При открывании
фрамуг обязательно должны быть ограничители;
- постоянно использовать спецодежду и защитные средства (маски,
резиновые перчатки) в случае возможного контакта с кровью и другими
биологическими жидкостями или инфицированными поверхностями и
предметами.
3.4. Медперсоналу запрещается:
- оставлять без присмотра воспитанников;
- использовать неисправное оборудование.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ
4.1. Воспитанники обязаны:
- при плохом самочувствии сообщить об этом врачу;
- при получении травмы немедленно сообщить об этом врачу, который
обязан оказать первую помощь и сообщить о происшедшем администрации.
4.2. Врач обязан:
- в случае получения учеником травмы сообщить о происшедшем
администрации, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее
лечебное заведение в сопровождении взрослого;
- в случае загрязнения кровью и другими биологическими жидкостями
поверхностей, попадания их на кожу и слизистые действовать в
соответствии с инструкцией для предупреждения возможного заражения:
необходимо немедленно снять перчатки, обработать кожу тампоном,
смоченным 70%-ным спиртом, вымыть водой с мылом и вытереть салфеткой,
повторно обработать 70%-ным спиртом. При попадании крови на слизистые
оболочки обработать их 0,05%-ным раствором перманганата калия;
- в случае травмы использованными инструментами необходимо немедленно
выдавить кровь, обработать рану йодом, пройти своевременное анонимное
лабораторное обследование, получить консультацию инфекциониста и/или
провести необходимую профилактику;
- в случае загрязнения кровью или другими биологическими жидкостями
поверхностей обработать их дезинфицирующими средствами;
- знать пути эвакуации воспитанников из помещения в случае
возникновения пожарной опасности или другого стихийного бедствия;
- при возникновении опасности немедленно эвакуировать воспитанников из
кабинета, соблюдая правила эвакуации;
- при возникновении пожара немедленно эвакуировать воспитанников из
здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую
пожарную часть;
- при прорыве системы отопления удалить воспитанников из кабинета,
вызвать сантехника и сообщить об этом администрации;
- при разбивании градусника возможно отравление парами ртути. В
помещении, где разлита ртуть, пребывание недопустимо. В этом случае
необходимо немедленно удалить всех из помещения, открыть настежь окна,
закрыть дверь на ключ и опечатать;
- необходимо немедленно сообщить о случившемся администрации и
работникам службы безопасности, через штаб гражданской обороны срочно
вызвать специальное формирование для сбора ртути и проведения
денатурализации помещения. Ртуть собирается разными приспособлениями. Ее
мельчайшие частицы собираются с помощью специальной пленки, затем
проводится демеркуризация - химическая нейтрализация микрочастиц. Если
после демеркуризации химический анализатор обнаружил хотя бы
незначительные остатки паров ртути, необходимо продолжить проветривание
помещения до их полного исчезновения.
- Отравление микрочастицами или парами ртути наблюдается через 8
часов, иногда через 24 часа и выражается в общей слабости, головной
боли, повышении температуры. Позднее появляется болезнь десен, возникают
боли в животе. При остром отравлении через рот немедленно промыть
желудок раствором активированного угля (20-30 г на стакан воды), после
чего выпить молоко, а затем слабительное.
4.3. Медперсоналу запрещается:
- входить в помещение с разлитой ртутью без средств защиты органов
дыхания и кожного покрова. Для этого можно использовать специальные
респираторы, костюмы из прорезиненной ткани;
- собирать ртуть самостоятельно.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ
РАБОТЫ.
5.1. Воспитанники обязаны спокойно, не задевая, не толкая друг друга,
выйти из кабинета.
5.2. Медперсонал обязан:
- выключить электроприборы;
- привести в порядок свое рабочее место;
- проветрить кабинет;
- закрыть окна, фрамуги и выключить свет;
- снять форменную одежду;
- вымыть руки с мылом.
Инструкцию разработал: ______________________
Согласовано: _______________________
С инструкцией ознакомлены:
|