ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ НА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ ВБЛИЗИ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ НА
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ ВБЛИЗИ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
Глава 1
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. К самостоятельной работе в качестве машиниста,
работающего на дорожно-строительной машине (далее - машинист), допускаются лица
мужского пола не моложе 18 лет и прошедшие:
соответствующую профессиональную подготовку, в том
числе по вопросам охраны труда, имеющие водительское удостоверение
соответствующей категории и удостоверение машиниста;
медицинский осмотр и признанные годными по
состоянию здоровья для управления машиной;
вводный и первичный инструктаж на рабочем месте,
стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Вновь принятые на работу водители проходят
стажировку в количестве не менее 5 смен с последующей проверкой знаний на
допуск к самостоятельной работе.
2. Лица, допускаемые к управлению
дорожно-строительными машинами и оборудованием с электроприводом, а также
машинисты грузоподъемных машин, должны иметь группу по электробезопасности не
ниже II.
3. Машинист должен:
соблюдать правила внутреннего трудового
распорядка;
ежегодно проходить проверку знаний по охране
труда;
выполнять только порученную работу;
знать и совершенствовать методы безопасной работы;
применять средства индивидуальной защиты в
соответствии с характером выполняемой работы согласно Типовым отраслевым нормам
бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией,
техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств,
строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог,
утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики
Беларусь от 8 декабря 2005 г. N 166 (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2006 г., N 10, 8/13638);
соблюдать технологию производства работ, применять
способы, обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по
охране труда, проектах производства работ, технологических картах, инструкциях
по эксплуатации;
содержать рабочее место в соответствии с
требованиями охраны труда;
использовать инструмент, приспособления, инвентарь
и средства индивидуальной защиты по назначению, об их неисправностях сообщать
руководителю работ;
знать местонахождение и уметь пользоваться
первичными средствами пожаротушения;
пройти соответствующую теоретическую и
практическую подготовку и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь
пострадавшим при несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях;
при необходимости обеспечить доставку
(сопровождение) потерпевшего в лечебное учреждение;
соблюдать правила личной гигиены.
4. На машиниста могут воздействовать опасные и
вредные производственные факторы:
электрический ток при работе вблизи или под
проводами линий электропередачи;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем
месте;
повышенная запыленность и загазованность воздуха;
повышенная или пониженная температура воздуха;
физические и нервно-психические перегрузки.
5. О случаях травмирования необходимо
незамедлительно сообщить руководителю работ или диспетчеру.
6. Металлические части дорожно-строительных машин
с электроприводом должны иметь защитное заземление (зануление).
7. Выключатели, рубильники и другие коммутационные
электрические аппараты, устанавливаемые на дорожно-строительных машинах, должны
быть в защищенном исполнении.
8. Машинист, не выполняющий требования настоящей
Типовой инструкции, привлекается к ответственности в соответствии с
законодательством Республики Беларусь.
Глава 2
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
9. Перед началом работы дорожно-строительных машин
в охранной зоне воздушной линии электропередачи должно обеспечиваться снятие
напряжения с воздушной линии электропередачи.
10. При наличии обоснований возможности снятия
напряжения с воздушной линии электропередачи работу дорожно-строительных машин
в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии
соблюдения следующих требований:
под непосредственным руководством
инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство
работ;
при наличии письменного разрешения организации -
владельца линии;
при наличии наряда допуска, определяющего
безопасные условия работ.
11. Перед началом работы машинист должен:
надеть спецодежду и спецобувь установленного
образца;
проверить наличие в кабине машины огнетушителя с
опломбированной запорной арматурой, медицинской аптечки, не менее чем двух
противооткатных упоров, знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря;
ознакомиться с фронтом работ, технологией рабочего
процесса, рельефом и особенностями участка, на котором предстоят работы,
выяснить и уточнить местонахождение подземных коммуникаций и прочее;
убедиться в отсутствии на участке посторонних
предметов, проверить исправность ограждений и предупредительных знаков;
предупредить о запуске двигателя машинистов,
обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг
переключения скоростей находится в нейтральном положении;
после запуска двигателя проверить работу на
холостом ходу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов.
12. В кабине машины не допускается хранить топливо
и другие легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал.
13. Если в радиусе выполняемых работ имеются
подземные сооружения и коммуникации, работы должны выполняться под
непосредственным руководством мастера или производителя работ.
Глава 3
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
14. Для электрических сетей напряжением до 1000 В
устанавливаются охранные зоны:
вдоль воздушных линий электропередачи в виде
участка земли и пространства, заключенного между параллельными плоскостями,
проходящими через параллельные прямые, отстоящие от крайних проводов (при
неотключенном их положении) на 2 м с каждой стороны;
вдоль подземных кабельных линий электропередачи в
виде участков земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от крайних
кабелей на 1 м с каждой стороны, а при прохождении кабельных линий в городах и
под тротуарами - на 0,6 м в сторону зданий и сооружений и на 1 м в сторону
проезжей части улицы.
15. Охранная зона линии электропередачи
напряжением свыше 1000 В определяется параллельными прямыми, отстоящими от
крайних проводов на расстоянии, указанном в данной таблице:
Напряжение,
кВ
Расстояние
(включительно), м
До
20
10
35
15
110
20
150,
200
25
300,
500, +/-400
30
750,
+/-750
40
1150
45
16. В пределах охранных зон линий электропередачи
без письменного разрешения организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается:
устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих
общую высоту с грузом и без груза от поверхности дороги более 4,5 м, и стоянки
автомобильного транспорта, машин и механизмов;
производить земляные работы на глубине более 0,3 м
и планировку грунта при помощи бульдозеров, экскаваторов и других землеройных
машин.
17. Организации, производящие взрывные,
строительные, монтажные, другие работы, которые могут вызвать повреждения
электрических сетей, обязаны не позднее чем за 3 дня до начала выполнения работ
согласовать их проведение с организацией, эксплуатирующей электрические сети, и
принять меры к обеспечению сохранности этих сетей.
18. Строительно-монтажные работы в охранных зонах
воздушных линий при наличии письменного разрешения организации - владельца
линии следует осуществлять под непосредственным руководством должностного
работника, ответственного за безопасное производство указанных работ с
обязательным оформлением наряда-допуска. Наряд-допуск подписывает главный инженер
и лицо, ответственное за электрохозяйство строительной организации,
производящей работы. Последний несет ответственность за выполнение необходимых
мер по электробезопасности.
19. При проезде под воздушными линиями
электропередачи подъемные и выдвижные части грузоподъемных машин и механизмов
должны находиться в транспортном положении.
20. Допускается в пределах рабочего места
перемещение грузоподъемных машин по равной площадке с поднятым рабочим органом
без груза и людей на подъемной или выдвижной части, если такое перемещение
разрешается по заводской инструкции и при этом не требуется проезжать под
неотключенными шинами и проводами воздушных линий.
21. Под воздушными линиями электропередачи
грузоподъемные машины и механизмы должны проезжать в местах наименьшего провеса
проводов (у опор).
22. Установка и работа стреловых грузоподъемных
механизмов непосредственно под проводами воздушных линий, находящихся под
напряжением, запрещаются.
23. Устанавливать грузоподъемную машину
(механизмы) на выносные опоры и переводить ее рабочий орган из транспортного
положения в рабочее должен управляющий ею машинист. Запрещается привлекать для
этих целей других работников.
24. При проезде, установке и работе автомобилей,
грузоподъемных машин и механизмов расстояния от подъемных, выдвижных частей,
стропов, грузозахватных приспособлений, грузов до токоведущих частей,
находящихся под напряжением, должны быть не менее указанных в данной таблице:
Напряжение,
кВ
Расстояние
от механизмов и грузоподъемных машин
в рабочем и транспортном положении, м
До
1
1,5
От
до 20
2,0
35
- 110
4,0
150
- 220
5,0
330
6,0
От
500 до 750
9,0
800
(постоянного
тока)
9,0
25. У телескопических вышек и гидроподъемников
перед началом работы должны быть проверены в действии выдвижная и подъемные
части, а у телескопических вышек, кроме того, подъемная часть должна быть
установлена вертикально и зафиксирована в таком положении.
26. При всех работах в охранной зоне воздушных
линий электропередачи автомобили, грузоподъемные машины и механизмы на
пневмоколесном ходу должны быть заземлены. Запрещается прикасаться к корпусу
автомобиля (грузоподъемной машины, механизма) и проводить какие-либо
перемещения их рабочих органов, грузозахватных приспособлений и опорных деталей
до установки переносного заземления.
27. Грузоподъемные машины и механизмы на
гусеничном ходу при установке непосредственно на грунте заземлять не требуется.
28. При работе с телескопической вышки
(грузоподъемника) должна быть зрительная связь между находящимся в корзине
(люльке) членом бригады и водителем. При отсутствии такой связи у вышки должен
находиться человек, передающий водителю команды о подъеме или спуске корзины.
29. Запрещается установка стреловых самоходных
кранов за пределами охранной зоны на расстоянии ближе 30 м от линии
электропередачи без наряда-допуска, определяющего безопасные условия такой
работы.
30. В этом случае выдача разрешения на работу
организацией, эксплуатирующей линию электропередачи, не требуется.
31. Организации, производящие земляные работы, при
обнаружении кабеля, не указанного в технической документации на производство
этих работ, обязаны немедленно прекратить работы, принять меры к сохранности
кабеля и сообщить об этом организации, эксплуатирующей электрические сети.
Глава 4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
32. В случае прикосновения стрелы крана или корзины
(люльки) подъемного механизма с токоведущими частями, находящимися под
напряжением, машинист должен принять меры к быстрейшему разрыву возникшего
контакта и отведению подвижной части механизма от токоведущих частей.
33. Не допускается спускаться с механизма (машины)
на землю или подниматься на него, а также прикасаться к нему, стоя на земле,
когда механизм остается под напряжением.
34. В случае загорания автомобиля, грузоподъемной
машины или механизма, находящихся под напряжением, водитель (машинист) должен
спрыгнуть на землю, соединив ноги и не прикасаясь руками к машине. Затем
следует удалиться от машины на расстояние не менее 8 м, передвигая ступни по
земле и не отрывая их одну от другой.
35. При возникновении пожара или загорания
машинист должен:
немедленно сообщить о пожаре в пожарную службу по
телефону 101;
принять меры по обеспечению безопасности и
эвакуации людей;
приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на
объекте первичных средств пожаротушения;
немедленно сообщить о пожаре руководителю объекта.
36. Оказать необходимую первую доврачебную
медицинскую помощь пострадавшему на производстве, освободив его от действий
травмирующего фактора (электротоков, механизмов).
37. При получении травмы на производстве
немедленно обратиться в лечебное учреждение и сообщить о случившемся
непосредственному руководителю, сохранить рабочее место без изменений на момент
получения травмы, если это не угрожает окружающим и не приведет к аварии.
38. При поломке транспортного средства в пути
следования и невозможности устранения машинистом технических неисправностей
машинист должен вызвать техническую помощь и сообщить о месте своей вынужденной
стоянки в органы Государственной автомобильной инспекции Министерства
внутренних дел Республики Беларусь.
Глава 5
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
39. По окончании работы необходимо:
поставить машину в отведенное место, поставить
рычаг переключения скорости в нейтральное положение и включить тормоз,
выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;
очистить машину от грязи и снега;
в холодное время года спустить из радиатора и
трубопровода воду, дать двигателю поработать несколько минут, чтобы удалить
остатки воды из системы охлаждения;
закрыть кабину на замок;
сообщить руководителю работ или ответственному за
исправное состояние машины обо всех неполадках, возникших во время работы.
40. После окончания всех работ снять средства
индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой
водой с мылом, при возможности принять душ.
41. Мыть руки в масле, бензине, керосине и
вытирать их загрязненной ветошью не допускается.
До уваги користувачів! Вся інформація взята з відкритих джерел, призначена виключно для приватного використання, з метою самоосвіти користувачів ресурсу. Дана інформація не призначена для комерційного використання! Ні власник сайту, ні хостинг-провайдер, ні будь-які інші фізичні або юридичні особи не можуть нести ніякої відповідальності за будь-яке використання матеріалів даного сайту. Відвідуючи цей сайт користувач підтверджує свою повну згоду з усіма вище викладеними умовами використання інформації.