ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПЕРСОНАЛА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ - Мої статті - Інструкції з охорони праці - Інструкції з охорони праці

Вітаю Вас Гість | RSS

Інструкції з охорони праці

Неділя, 04.12.2016, 05:02
Головна » Статті » Мої статті

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПЕРСОНАЛА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Настоящая инструкция разработана на основании типовой инструкции по охране труда для персонала при техническом обслуживании автомобилей, инструкции по охране труда для персонала обслуживающего трактора и механизмы.
Настоящая инструкция распространяется на всех работников специалистов выполняющие сервисные работы, обслуживание машин и механизмов, их ремонт, испытание и ввод в эксплуатацию.

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе по техническому обслуживанию машин и механизмов (далее персонал) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:
- вводный инструктаж;
- инструктаж по пожарной безопасности;
- первичный инструктаж на рабочем месте;
- обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 10 часовой программе (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности);
- инструктаж по электробезопасности.
1.2. Персонал при техническом обслуживании машин и механизмов должен проходить:
- повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем один раз в шесть месяцев;
- внеплановый и целевой инструктажи при изменении технологического процесса или пра-вил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособле-ний и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
- медицинский осмотр один раз в год.
1.3. Персонал при техническом обслуживании должен:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии где производятся работы и руководство по персоналу компании ООО «Восточная Техника»;
- соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасно-сти, инструкции по электробезопасности;
- соблюдать требования к эксплуатации оборудования;
- выполнять правила на автомобильном транспорте;
- использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуаль-ной защиты;
- уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
- знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаро-тушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
- выполнять только порученную работу и не передавать ее другим лицам;
- во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
- содержать рабочее место в чистоте и порядке;
- выполнять требования запрещающих, предупреждающих, предписывающих знаков надпи-сей и сигналов;
- проходить по территории к месту работы по установленным маршрутам, пешеходным до-рожкам, проходам, переходам;
- быть предельно внимательным в местах движения транспорта.
1.4. Персонал при техническом обслуживании должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помеще-ниях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.5. Выполняя трудовые обязанности, персонал обязан соблюдать следующие требования:
- ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;
- не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
- не подниматься и не опускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;
- не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;
- не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройст-вах;
- не находиться в зоне действия грузоподъемных машин.
1.6. При передвижении по территории необходимо соблюдать следующие требования:
- ходить по пешеходным дорожкам;
- переходить железнодорожные пути и автомобильные дороги в установленных местах;
- при выходе из здания убедиться в отсутствии движущегося транспорта;
- соблюдать инструкцию для персонала при передвижении по территории и производствен-ным помещениям компании.
1.7. При техническом обслуживании на персонал могут воздействовать следующие произ-водственные опасные и вредные факторы:
- вывешенный автомобиль, машина, трактор, механизм или его агрегаты;
- горячая вода, пар, охлаждающая жидкость;
- легковоспламеняющиеся вещества;
- токсичные газы;
- шероховатая поверхность оборудования, инструмента, приспособления;
- движущиеся машины механизмы;
- столкновение и наезд на людей внутрицеховым транспортом;
- горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, системы выпуска отработанных га-зов, оборудования;
- пониженная температура воздуха окружающей среды;
- недостаточная освещенность места рабочей зоны;
- повышенная подвижность воздуха;
- напряжение в электрической цепи.
1.8. Персонал при техническом обслуживании должен использовать средства индивидуаль-ной защиты, выдаваемые работодателем бесплатно:
- костюм хлопчатобумажный один на один год;
- рукавицы комбинированные шесть пар в год;
- ботинки кожаные одни на два года;
- очки защитные до износа.
При работе с этилированным бензином дополнительно:
- фартук прорезиненный до износа;
- перчатки резиновые две пары на один год.
На наружных работах зимой дополнительно:
- куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке одна на два года;
- брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке одни на два года.
1.9. При нахождении на железнодорожных путях персонал обязан соблюдать следующие требования:
- к месту работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями и прописанными в технологической документации;
- проходить вдоль путей только по обочине;
- переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося состава;
- переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тормозными площадка-ми вагонов, убедившись в исправности поручней, подножек и в отсутствии движущихся по смежному пути локомотива и вагонов;
- при сходе с тормозной площадки вагона держаться за поручни и располагаться лицом к ва-гону;
- обходить группы вагонов или локомотива, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
- обращать внимание на показания ограждающих светофоры, звуковые сигналы и предупре-ждающие сигналы.       
1.10. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, ра-ботник несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть исправную специальную одежду и обувь, застегнуть ее на все пуговицы, завязать так чтобы не было свисающих концов.
2.2. Проверить, не загромождены ли проходы и рабочее место посторонними предметами, подготовить рабочее место к выполнению предстоящей работы.
2.3. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не будет слепить глаза.  Напряжение местного освещения не  должно  превышать 42В, а переносных электроламп 12В.
2.4.Машины, механизмы направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка на посты технического обслужива-ния, ремонта осуществляется под руководством ответственного лица.
2.5. После постановки техники на пост необходимо затормозить ее стояночным тормозом, выключить зажигание, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, под колеса, гусеницы подложить не менее 2-х специально предназначенных для данного вида техники башмаков.
2.6. В кабине управления должна быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пус-кать работают люди». На механизмах, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и возле этого устройства.
2.7. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного ва-лов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.
2.8. При необходимости выполнения работ под техникой, оборудованием, находящиеся вне смотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.
2.9. Проверить необходимый для работы инструмент и приспособления и убедиться в их ис-правности. Неисправный инструмент и приспособления применять в работе запрещается. Переносить рабочий инструмент следует в специальной сумке или ящике.
2.10. Приступить к среднему и капитальному ремонту техники можно только после освобо-ждения баков и проводов от остатков топлива.
2.11. Ознакомиться с предстоящей работой, продумать порядок ее выполнения, не спешить.
2.12. Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.
2.13. Перед началом работы с электроинструментом следует проверить наличие и исправ-ность заземления. При работе электроинструментом с напряжением выше 42 В необходимо поль-зоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами).
2.14. Перед тем, как пользоваться переносным светильником, необходимо проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.
2.15. Смотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромож-даться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки.
2.16. Техника, работающая на газовом топливе, могут въезжать на посты технического об-служивания и ремонта только после перехода их на работу на бензин.
2.17. Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность.
2.18. Газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, связанные с устранением неисправностей  газовой системы  или ее питания или ее сняти-ем, должен быть предварительно полностью слит на специально отведенном месте, а баллоны продуты сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. При выполнении операций по техническому обслуживанию, требующие работы двига-теля, выхлопную трубу необходимо соединить с вытяжной вентиляцией, а при ее отсутствии при-нять меры по удалению из помещения отработавших газов.
3.2. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно на-дежно укрепить технику на нем, слить топливо из топливных баков, жидкость из системы охлаж-дения, жидкости из других систем, плотно закрыть маслоналивную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.
3.3. При вывешивании части техники подъемными механизмами (домкратами, талями), кроме стационарных, необходимо вначале поставить под неподнимаемые колеса, гусеницы спе-циальные упоры, затем вывесить транспорт, поставить под вывешенную часть козелки и опустить на них транспорт. 
3.4. Перед работой грузоподъемными приспособлениями (талями) проверить их исправ-ность, убедиться в надежности тормоза, в надежности стропа и цепи, подняв груз на небольшую высоту не более 0,3 м.
3.5. Все работы по ремонту или техническому обслуживанию техники выполнять при оста-новленном двигателе, за исключением работ требующие работы двигателя, проверки электрообо-рудования и тормозной системы.
3.6. Домкрат при подъеме техники, необходимо ставить на прочную и устойчивую деревян-ную подкладку. Высота его подъема должна соответствовать необходимой высоте подъема авто-мобиля и его узлов. Работать под техникой можно только после установки его на козелки.
3.7. Сливать масло и воду из агрегатов автомобиля можно только в специальную тару со-блюдая особую осторожность, для предотвращения попадания жидкостей в глаза и на кожу.
3.8. При производстве сварочных работ необходимо соблюдать технологию сварочного производства, руководствоваться правилами пожарной безопасности применяемые на данном участке в данное время.
3.9. Кузов автомобиля-самосвала предварительно укрепить упорной штангой при выполне-нии работ с поднятым кузовом.
3.10. Разборку и сборку колес производить на стенде или ровной чистой площадке. Накачи-вать шины колес в предохранительном устройстве, осаживать стопорное кольцо в это время мо-лотком или кувалдой не допускается.
3.11. При работе с электротельфером следует выполнять инструкцию по охране труда для лиц,  пользующихся  грузоподъемными машинами, управляемыми с пола и иметь удостоверение на право управления данными машинами, удостоверение стропальщика.
3.12. При работе на сверлильном, заточном  станках следует выполнять инструкции по ох-ране труда для лиц, пользующихся этим оборудованием и имеющие удостоверение.
3.13. Пользоваться специальными зажимными приспособлениями при замене, разборке и сборке рессор, пружин. Проверять совпадение отверстий с помощью бородка или оправки.
3.14. Запрещается:
- работать лежа на полу (земле) без лежака;
- выполнять какие-либо работы на технике, вывешенной только на одних подъемных меха-низмах, кроме стационарных;
- подкладывать под вывешенную технику вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;
- снимать и ставить рессоры на автомобилях всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или ра-му автомобиля;
- проводить техническое обслуживание и ремонт техники при работающем двигателе, за ис-ключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
- поднимать, вывешивать автомобиль за буксирные приспособления путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;
- поднимать грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механиз-ма;
- снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или кана-тами;
- поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;
- работать на неисправном оборудовании, средствах механизации, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;
- оставлять инструмент и детали на краях смотровой канавы;
- работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, без специального дополнительного упора;
- использовать случайные подставки и подкладки вместо специального упора;
- работать с поврежденным или неправильно установленными упорами;
- пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;
- проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;
- сдувать пыль и опилки сжатым воздухом;
- подключать электроинструмент к сети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;
- переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вра-щающихся частей до их установки;
- направлять струю воздуха на себя или других при работе пневматическим инструментом;
- устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ другими рычагами.
3.15. При ремонте и обслуживании большой и высокой техники работники должны быть обеспечены подмостями и лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разре-шается.
3.16. В зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей запрещается:
- протирать автомобиль и мыть агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями;
- хранить ЛВЖ и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция в количествах боль-ше сменной потребности;
- заправлять автомобиль топливом;
- хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
- загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений;
- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.
3.17. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на га-зовом топливе необходимо:
- поднять капот для проветривания;
- выполнить работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры только с помощью специальных приспособлений;
- проверять герметичность газовой системы питания азотом, сжатым воздухом;
- предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений;
- крепить шланги на штуцерах хомутиками.
3.18. Регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на автомобиле сле-дует производить в отдельном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками.
3.19. При проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих на газовом топливе, запрещается:
- подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;
- выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;
- скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шлан-ги;
- устанавливать газопроводы кустарного изготовления;
- использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы.      
3.20. Находясь в осмотровой канаве, осмотр и ремонт производить в защитных очках.
3.21. При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после уста-новки инструмента в рабочее положение.
3.22. Соединять шланги пневматического инструмента и разъединять их разрешается после отключения подачи воздуха
3.23. Паяльные лампы и пневматический инструмент разрешается выдавать лицам, прошед-шим инструктаж и знающим правила обращения с ними.
3.24. Выпрессовку и запрессовку втулок, подшипников и других деталей с плотной посадкой производят с помощью специальных приспособлений, прессов и молотков с медными бойками.
3.25. При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки.
3.26. Не допускать разлива горюче смазочных материалов (бензин, солярка, масло, солидол и т.п.).
3.27. Будьте внимательны при выполнении различных операций по ТО и диагностике в труднодоступных местах, так как можете травмировать руки об острые края болтов, гаек, шплин-тов, оборудования.
3.28. Не допускайте попадания на кожу рук масла и топлива, так как это может вызвать раз-дражение кожного покрова. Помните, что в замасленных руках труднее удерживать инструмент.
3.29. При проведении диагностирования, снятии и установке форсунок дизельных двигате-лей, определяя компрессиметром качество распыливания топлива форсункой, будьте осторожны, так как на этих операциях часто травмируют пальцы рук, а в процессе самого диагностирования остерегайтесь попадания топлива на лицо и части тела.
3.30. Очищая аккумуляторную батарею от грязи, доливая в нее электролит, остерегайтесь попадания электролита на кожу во избежание ожога.
3.31. Контролируя на холостом ходу правильность работы отдельных механизмов машины после регулировочных операций, убедитесь, что на пути ее возможного движения нет людей и рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.
3.32. Во время проведения технического обслуживания навесное оборудование опустите на землю, подвижные части машин зафиксируйте в неподвижном положении.
3.33. Работы необходимо производить безопасными способами, не спешить, обдумывать все предстоящие операции, в случаях затруднения выполнения операции необходимо посоветоваться с руководителем, приступать к работе после принятия безопасного решения выполнения работы.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При потере устойчивости узлов и агрегатов техники во время ремонтных работ их сле-дует прекратить, и приступить к устранению данной причины. Если устранить причину потери устойчивости не удается, то необходимо принять меры в предотвращении произвольного пере-мещения частей техники.
4.2. В случае возникновения загорания необходимо работу прекратить, сообщить руководи-телю и приступить к тушению возгорания при помощи средств первичного пожаротушения (ог-нетушителями, асбестовыми покрывалами, песком), а при невозможности ликвидации загорания следует вызвать пожарную охрану.
4.3. При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы направить на проверку в специальную мастерскую.
4.4. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить руководителю. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.
4.5. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немед-ленно сообщить о случившемся руководителю и в скорую помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окру-жающих.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить в отведенное для них место.
5.2. Проверить надежность установки техники на  козелках. Оставлять технику, поднятую домкратом, не разрешается.
5.3. Сообщить руководителю о выполненной работе, замеченных недостатках, которые были выявлены в процессе работы.
5.4. Снять и убрать специальную одежду, обувь в специально отведенное для этих целей место, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества (бензин) запрещается.

Разработал:
Инженер по охране труда                                                                  

Согласованно:



Категорія: Мої статті | Додав: ohranatruda (08.09.2011)
Переглядів: 3093 | Теги: ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
 

До уваги користувачів! Вся інформація взята з відкритих джерел, призначена виключно для приватного використання, з метою самоосвіти користувачів ресурсу. Дана інформація не призначена для комерційного використання! Ні власник сайту, ні хостинг-провайдер, ні будь-які інші фізичні або юридичні особи не можуть нести ніякої відповідальності за будь-яке використання матеріалів даного сайту. Відвідуючи цей сайт користувач підтверджує свою повну згоду з усіма вище викладеними умовами використання інформації.
!

Реферати з ЦО, БЖД, охорони праці