Вітаю Вас Гість | RSS

Інструкції з охорони праці

Субота, 20.04.2024, 19:02
Головна » Статті » Мої статті

Типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей
Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований
законодательных актов об охране труда, СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда
в строительстве. Часть 1. Общие требования", ПОТ РМ - 008-99 "Межотраслевые
правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный
безрельсовый колесный транспорт)", "Правил дорожного движения Российской Федерации"
и других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные
нормативные требования охраны труда, и предназначена для водителей грузовых
автомобилей при управлении и обслуживании грузовых автомобилей согласно профессии
и квалификации (далее - водителей).

Общие требования безопасности

5.5.1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку,
имеющие удостоверение на право вождения грузовых автомобилей, не имеющие противопоказаний
по полу при выполнении отдельных работ, перед допуском к самостоятельной работе
должны пройти:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические
(в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания
годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по
охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны
труда.
5.5.2. Водители обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения
защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных
с характером работы:
движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
эмоциональные перегрузки.
5.5.3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений водители
обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезон хлопчатобумажный,
рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего
периода.
5.5.4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки,
в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах,
водители обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые
в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные
места запрещается.
5.5.5. В процессе повседневной деятельности водители должны:
применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии
с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега,
наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований
безопасности труда.
5.5.6. Водители обязаны немедленно извещать своего непосредственного
или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью
людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении
состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального
заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

5.5.7. Перед началом работы водители обязаны:
а) получить задание на выполнение работ и путевой лист, проверить правильность
его заполнения;
б) пройти инструктаж по специфике предстоящих работ и предрейсовый медицинский
осмотр;
в) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.
5.5.8. После получения наряда-задания водители обязаны:
а) проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструментов;
б) в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить
техническое состояние автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов,
рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки,
фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных
приборов, зеркал заднего вида;
в) произвести ежесменное техническое обслуживание и заправку автомобиля
топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью,
проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;
г) после заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части
машины, испачканные нефтепродуктами.
Пролитые во время заправки горючесмазочные материалы убрать с помощью
ветоши, песка или опилок;
д) проверить работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу,
осветительных и контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом
ходу работу тормозов и рулевого управления;
е) предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных
машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической
исправности автомобиля.
5.5.9. Водитель не должен выезжать на линию при следующих нарушениях
требований безопасности:
а) неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация
автомобиля;
б) несоответствии характеристик автомобиля характеристикам груза по объему,
грузоподъемности, длине и другим параметрам;
в) отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего
вида, сигнального устройства, огнетушителей.
Обнаруженные нарушения следует устранять собственными силами, а при невозможности
сделать это водители обязаны сообщить о них лицу, ответственному за содержание
автомобилей в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатацией
автомобилей.

Требования безопасности во время работы

5.5.10. По прибытии на объект, указанный в путевом листе, водитель обязан:
а) явиться к руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить
путевой лист и удостоверение о проверке знаний безопасных методов труда, получить
производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике
выполняемых работ;
б) ознакомиться с местом погрузки и разгрузки, убедиться в безопасности
и удобстве подъездов, в достаточной освещенности площадки;
в) обратить внимание на качество дорожного покрытия и его состояние (наличие
выбоин, луж, штырей, арматуры, а в холодное время года - снега и льда).
5.5.11. Во время работы водитель автомобиля обязан:
а) выполнять маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности
маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных
средств;
б) перед подачей транспортного средства назад водитель должен убедиться
в отсутствии людей и препятствий для движения. При ограниченной обзорности
водитель должен прибегнуть к помощи сигнальщика, находящегося вне транспортного
средства;
в) перед выходом из кабины автомобиля выключить двигатель, включить стояночный
тормоз и первую передачу, вынуть ключ из замка зажигания, а после выхода из
кабины запереть дверцы;
г) прежде чем выйти из кабины на проезжую часть убедиться в отсутствии
движущихся транспортных средств в попутном и встречном направлениях;
д) подавать автомобиль при сцепке к прицепу на минимально возможной скорости;
е) осуществлять сцепку автопоезда в одиночку в исключительных случаях
с соблюдением указанной последовательности операций: затормозить прицеп стояночным
тормозом; проверить исправность буксирного устройства; подложить упоры под
задние колеса прицепа; сцепить автомобиль и прицеп; закрепить страховочный
трос прицепа за поперечину рамы автомобиля; соединить разъемы гидравлической,
пневматической и электрической систем автомобиля и прицепа;
ж) находясь на линии, периодически проверять исправное состояние прицепа
и буксирного устройства;
з) при необходимости разгрузки самосвала у откоса, оврага или обрыва
и отсутствии колесо-отбойного бруса устанавливать его не ближе 1 м от края
обрыва;
и) при управлении автомобилем с цистерной, заполненной менее чем на 3/4
ее объема, снижать на поворотах скорость до минимальной.
5.5.12. Перед заправкой топливом газобаллонного автомобиля следует убедиться
в отсутствии людей в кабине, выключить двигатель, избегать попадания газа
на открытые участки кожи (для исключения обморожения в результате испарения
газа), перед включением зажигания и пуском двигателя в течение 3 мин держать
капот открытым до полного выветривания газа.
5.5.13. Перед постановкой газобаллонного автомобиля на крытую стоянку
или при техническом обслуживании необходимо закрыть вентиль баллона и выработать
весь газ из системы питания.
5.5.14. Для заливки горячей воды при разогреве двигателя следует использовать
специальные ведра с носиком в верхней части, создающим направленную струю.
При разогреве двигателя при помощи пара или горячего воздуха шланг необходимо
присоединить к горловине радиатора и надежно закрепить.
5.5.15. После использования калорифера для прогрева двигателя кабину
автомобиля следует проветрить для удаления продуктов сгорания.
5.5.16. При выполнении ремонтных работ водитель обязан выключить двигатель,
затормозить автомобиль стояночным тормозом и включить первую передачу.
5.5.17. При остановке на уклоне необходимо подложить под колеса не менее
чем два противооткатных упора.
5.5.18. Неисправности системы питания следует устранять только после
охлаждения двигателя, а засорившиеся топливопроводы и жиклеры продувать с
помощью насоса.
5.5.19. Перед подъемом автомобиля домкратом следует удалить пассажиров
из кабины, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить противооткатные
упоры под колеса, не подлежащие подъему, выровнять площадку под домкрат и
подложить под него широкую подкладку из древесины.
5.5.20. Выполняя работы, связанные со снятием колес, водитель обязан
подставить козелки, а под неснятые колеса подложить противооткатные упоры.
5.5.21. При накачивании шины колеса, снятого с автомобиля, следует пользоваться
приспособлением, предохраняющим от удара при выскакивании стопорного кольца.
5.5.22. Для выполнения работ под поднятым кузовом самосвала необходимо
закрепить кузов специальными страховочными упорами.
5.5.23. Водителям запрещается:
а) перевозить пассажиров в кузове необорудованного автомобиля и без соответствующей
записи в путевом (маршрутном) листе;
б) управлять автомобилем в нетрезвом состоянии;
в) ставить газобаллонный автомобиль на длительную стоянку с открытыми
вентилями баллонов и системы питания;
г) использовать камеры для заливки горячей воды при подогреве двигателя;
д) применять для разогрева двигателя газовые горелки, не оборудованные
сигнальными устройствами и устройствами, автоматически отключающими подачу
газа при его утечке или погасании горелки;
е) пользоваться прямой передачей во время длительного спуска;
ж) двигаться на крутом спуске с выключенным сцеплением иди передачей;
з) закреплять страховочный канат или цепь прицепа за крюк буксирного
устройства;
и) буксировать порожним автомобилем груженый прицеп;
к) применять в качестве козелков и подставок для автомобиля со снятыми
колесами случайные предметы (камни, доски, бочки, диски колес и т. п.);
л) отдыхать или спать в кабине автомобиля с работающим двигателем;
м) осуществлять движение транспортного средства с поднятым кузовом;
н) допускать к ремонту транспортного средства грузчиков и других посторонних
лиц.
5.5.24. Запрещается выполнять работы по ремонту и обслуживанию автомобиля
под приподнятым кузовом самосвала, а также во время погрузочно-разгрузочных
работ и в случае установки автомобиля в опасной зоне действующих грузоподъемных
механизмов.
5.5.25. При производстве погрузочно-разгрузочных работ водитель обязан
выйти из кабины автомобиля и наблюдать за правильностью погрузки или разгрузки
автомобиля. Погрузку и разгрузку грузов, а также их крепление на автомобиле
следует осуществлять силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей
или специализированных организаций с соблюдением правил техники безопасности.
Водитель обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления груза
на транспортном средстве, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении
груза потребовать от грузоотправителя устранить их. Погрузка прицепа должна
осуществляться с передней части, а разгрузка - с задней части во избежание
его опрокидывания.
5.5.26. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках
расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в колонну), должно
быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими в ряд, - не менее 1,5 м.
Если автомобили устанавливаются для погрузки или разгрузки вблизи здания,
то между зданием и задним бортом автомобиля должен соблюдаться интервал не
менее 1,5 м. Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не
менее 1 м.
5.5.27. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он должен укладываться
не выше борта кузова (стандартного и наращенного) и должен располагаться равномерно
по всей площади пола.
Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать
крепкими исправными канатами.
5.5.28. Ящики, бочки и другой штучный груз должны быть уложены плотно,
без промежутков, укреплены или увязаны так, чтобы при движении (резком торможении,
движении с места и крутых поворотах) они не могли перемещаться по полу кузова.
При укладке грузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их накатывают
по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают
пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклинкой
всех крайних рядов.
5.5.29. Грузы, превышающие габариты грузовой платформы автомобиля по
длине на 2 м и более (длинномерные грузы), должны перевозиться на автомобилях
с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.
При погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и др.) на автомобиль
с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным
за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах груз не
цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении
и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.
Запрещается перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты
автомобиля; загораживать грузом двери кабины водителя; располагать длинномерные
грузы выше стоек.
Крупногабаритные и тяжеловесные грузы перевозятся в соответствии с требованиями
"Инструкции о перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным
транспортом".
5.5.30. При эксплуатации автомобиля в неблагоприятных атмосферных условиях
водитель обязан:
а) во время тумана, сильного снегопада или дождя сбавить скорость и не
обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении;
б) не открывать резко дроссельную заслонку и избегать быстрых поворотов
рулевого колеса;
в) трогаться с места на обледеневшей дороге на одной из низших передач
при слабо открытой дроссельной заслонке;
г) при спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать
рабочим тормозом;
д) двигаться по льду рек, водоемов только в случае наличия разрешения
службы безопасности движения и по специально оборудованным съездам и дорогам,
обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки;
е) при остановке или стоянке транспортного средства в условиях недостаточной
видимости включать габаритные или стояночные огни.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.5.31. При выходе из строя деталей или агрегатов движущегося автомобиля
необходимо отвести транспортное средство на обочину или на край проезжей части
дороги, выключить двигатель, включить первую передачу и стояночный тормоз,
подложить под колеса противооткатные упоры и установить на расстоянии 15-30
м позади него знак аварийной остановки.
5.5.32. В случае возгорания топлива или перевозимого груза водитель должен
погасить огонь при помощи огнетушителей, кошмы, брезента, песка и других подручных
средств. При невозможности самостоятельной ликвидации пожара водитель должен
вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить руководителю работ.
5.5.33. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к
нему, обязан:
а) без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство,
а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
б) вызвать в случае необходимости "Скорую помощь", а если это невозможно,
отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем транспорте в ближайшее
лечебное заведение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного
средства, после чего возвратиться к месту происшествия;
в) сообщить о случившемся в ГИБДД, записать фамилию и адреса очевидцев
происшествия и ожидать прибытия работников милиции или следственных органов;
г) если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую
часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся
к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.

Требования безопасности по окончании работы

5.5.34. По окончании работы водитель обязан:
а) сдать путевой лист и проверить вместе с механиком автомобиль после
возвращения с линии;
б) в случае необходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем
неисправностей, подлежащих устранению;
в) выключить двигатель;
г) при безгаражном хранении автомобиля в зимнее время слить воду из радиатора
и двигателя, затянуть рычаг стояночного тормоза;
д) закрыть кабину на замок;
е) сообщить руководителю работ или ответственному за содержание автомобиля
в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.

Категорія: Мої статті | Додав: ohranatruda (27.12.2009)
Переглядів: 2807 | Теги: водители грузовых автомобилей | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

До уваги користувачів! Вся інформація взята з відкритих джерел, призначена виключно для приватного використання, з метою самоосвіти користувачів ресурсу. Дана інформація не призначена для комерційного використання! Ні власник сайту, ні хостинг-провайдер, ні будь-які інші фізичні або юридичні особи не можуть нести ніякої відповідальності за будь-яке використання матеріалів даного сайту. Відвідуючи цей сайт користувач підтверджує свою повну згоду з усіма вище викладеними умовами використання інформації.
!

Реферати з ЦО, БЖД, охорони праці