1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К выполнению работ в качестве дорожного рабочего допускаются лица старше 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. К работе с использованием электроинструмента допускаются дорожные рабочие, прошедшие соответствующую подготовку и проверку знаний, имеющие допуск к выполнению работ с применением этого инструмента и группу по электробезопасности не ниже II.
1.3. Дорожный рабочий должен проходить повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в шесть месяцев, ежегодную проверку знаний требований охраны труда, периодический медицинский осмотр в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 г. № 302н.
1.4. Дорожный рабочий должен:
— знать требования, изложенные в технологических картах, инструкциях (паспортах) заводов-изготовителей электроинструмента, дорожного строительства и инструкции по охране труда;
— знать требования электро- и взрывопожаробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться средствами пожаротушения;
— уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
— выполнять правила внутреннего трудового распорядка;
— знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.
1.5. В процессе трудовой деятельности на дорожного рабочего могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— пониженная или повышенная температура воздуха рабочей зоны;
— повышенная температура поверхностей оборудования, материалов;
— опасные зоны (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по высоте);
— повышенный уровень шума и вибрации;
— возможность падения работника с высоты и падения предметов с высоты на работника;
— возможность пожара при работе с легковоспламеняющимися и горючими веществами;
— физические и нервно-психические нагрузки;
— повышенная запыленность и влажность воздуха рабочей зоны;
— повышенная загазованность воздуха рабочей зоны (фенол, оксиды азота, оксид углерода);
— острые кромки оборудования и инструмента, движущиеся машины и механизмы.
1.6. Дорожный рабочий должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами:
— костюм хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой – на 12 мес.;
— головной убор – на 12 мес.;
— ботинки кожаные – на12 мес.;
— рукавицы комбинированные – до износа;
— жилет сигнальный – на 6 мес.;
— очки защитные – до износа;
— респиратор – до износа.
Зимой дополнительно:
— куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке – на 36 мес.;
— брюки х/б на утепляющей прокладке – на 36 мес.;
— сапоги кирзовые утепленные на кожаной подошве – на 24 мес.;
— подшлемник зимний – до износа;
1.7. Дорожный рабочий не должен подвергать себя опасности и находиться в местах производства работ, которые не относятся к непосредственно выполняемой им работе.
1.8. Запрещается нахождение на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического.
1.9. О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец немедленно должен сообщить непосредственному руководителю работ, который обязан:
— организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в медицинский пункт;
— сообщить о случившемся руководителю подразделения;
— сохранить до начала работы комиссии по расследованию обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, какими они были в момент происшествия, если это не угрожает ни здоровью окружающих работников и не приведет к аварии.
1.10. Дорожный рабочий должен оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшения своего здоровья.
1.11. Дорожный рабочий несет ответственность за:
— выполнение требований технологических карт, инструкций (паспортов) заводов изготовителей электроинструмента, выполнения дорожно-строительных работ и инструкции по охране труда, правил электро- и взрывопожаробезопасности;
— соблюдение установленного порядка производства работ;
— соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
— исправность и сохранность используемого инструмента и приспособлений;
— аварии, несчастные случаи и другие нарушения, причиной которых явились действия рабочего, нарушающего требования технологических карт, инструкций (паспортов) заводов-изготовителей электроинструмента, выполнения дорожно-строительных работ и инструкции по охране труда.
1.12. За нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение требований нормативных документов по охране труда дорожный рабочий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Организация рабочего места рабочего, занятого на дорожном строительстве, должна обеспечивать безопасность выполнения работ.
2.2. Разрешается работать только исправным инструментом. На поверхностях слесарного, столярного инструмента не должно быть вмятин, заусенцев, наклепа, трещин и других дефектов.
2.3. Поверхность бойка молотков и кувалд должна быть слегка выпуклой и гладкой. Зубья ножовок и тому подобных пил должны быть разведены. Отвертки должны быть подобраны в зависимости от формы, размера шлица в головке винта, шурупа.
2.4. Переносные токоприемники, применяемые при выполнении работ (электроинструмент, светильники), должны подключаться шланговыми проводами.
2.5. При хранении, переноске и перевозке острые кромки инструмента должны быть защищены. Для защиты используются футляры, чехлы, переносные инструментальные ящики и т.п. устройства.
2.6. Рабочая часть пневматического инструмента должна быть правильно заточена, не должна иметь повреждений, трещин, выбоин и заусениц; хвостовик не должен иметь неровностей, должен быть плотно пригнан и правильно центрирован; корпус пневмоинструмента не иметь трещин; резиновые шланги не иметь повреждений; присоединение шлангов к пневматическому инструменту и соединение между собой должно быть прочным с помощью ниппелей, штуцеров и стяжных хомутов, и не пропускают воздух. Крепить шланги проволокой запрещается. Применять подкладки (заклинивать) или работать пневматическим инструментом при наличии люфта во втулке запрещается. Пневматический инструмент перед началом работы должен быть проверен на холостом ходу.
2.7. Дорожный рабочий перед началом работы должен:
— надеть и привести в порядок спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
— ознакомиться с порядком и способом проведения работ;
— убедиться в отсутствии посторонних предметов на месте проведения работ и, при необходимости, привести в порядок рабочее место и проходы;
— проверить наличие и исправность инвентаря и инструмента;
— убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения. Пожарный инвентарь должен быть размещен в специально отведенных для него местах. К средствам пожаротушения должен быть обеспечен свободный доступ.
2.8. Требования безопасности при работе с электроинструментом:
— перед включением электроинструмента необходимо проверить:
— соответствие напряжения и частоты тока в электрической сети напряжению и частоте тока электродвигателя электроинструмента, указанным на табличке;
— надежность закрепления рабочего исполнительного инструмента (сверл и др.).
2.9. Во время работы электроинструментом дорожный рабочий должен следить за:
— состоянием рабочего инструмента;
— целостностью деталей корпуса рукоятки, защитного ограждения;
— появлением повышенного шума, стука, вибрации;
— появлением дыма или запаха, характерного изоляции.
2.10. Дорожные рабочие не должны приступать к выполнению работ при:
— неисправностях технологической оснастки, приспособлений, инвентаря, средств защиты, оборудования, инструментов и механизмов;
— недостаточной освещенности и загромождении рабочих мест и подходов к ним;
— нарушении устойчивости конструкций зданий и сооружений, средств подмащивания;
— отсутствии ограждений и знаков безопасности.
2.11. При обнаружении неисправностей в ограждениях, ненадежности крепления грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом состоянии, и других опасных явлений необходимо сообщить об этом руководителю работ.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Работа выполняется только исправным, хорошо отлаженным инструментом. Рабочий инструмент должен использоваться только по назначению.
3.2. Во время работы необходимо поддерживать на рабочем месте чистоту и порядок, не загромождать рабочее место посторонними предметами и производственными отходами.
3.3. На рабочих местах при использовании материалов, выделяющих взрывоопасные вещества, не допускается применение открытого огня или действия, вызывающего искрообразование.
3.4. На рабочих местах запас материалов, содержащих вредные, пожароопасные и взрывоопасные вещества, не должен превышать сменной потребности.
3.5. При работе с вредными веществами (битумные эмульсии, пленкообразующие вещества, мастики) непосредственно на месте работ должны быть нейтрализующие вещества, а также вода для смыва попавших на кожу вредных веществ и мыло.
3.6. Запрещается выходить за установленные ограждения рабочей зоны участка на полосу дороги, открытую для движения транспортных средств.
3.7. При выполнении работ с использованием инструмента ударного действия для защиты глаз от отлетающих осколков работники должны применять защитные очки или лицевые щитки.
3.8. Материалы, вывезенные на линию для ремонта автомобильной дороги, следует складывать на участке дороги на обочине, прилегающей к ремонтируемой стороне дороги. При складировании материалов на обочине неогражденного участка дороги необходимо устанавливать перед ними на расстоянии 5-10 м по ходу движения барьер переносного типа и предупреждающий знак «Дорожные работы».
3.9. Не допускается складировании материалов на откосах насыпей и выемок.
3.10. Дорожные рабочие, занятые на укрепительных работах, для передвижения по поверхности откосов и конусов должны применять переносные дорожные трапы и подмости.
3.11. Элементы укреплений следует укладывать на откос от подошвы к бровке. В зимний период поверхность откоса предварительно очищается от снега и наледи.
3.12. При уплотнении бетонной смеси переносным вибратором запрещается прижимание вибраторов руками к поверхности. Ручное перемещение вибраторов производить только при помощи гибких тяг. Не допускается перемещать их за токоведущие провода, шланги.
3.13. При перерывах в работе и при переходе рабочего с одного места на другое вибратор должен быть отключен.
3.14. При отсыпке насыпи автомобилями-самосвалами дорожные рабочие на земляном полотне должны находиться со стороны водителя машины и не ближе 5 м от зоны развала грунта.
3.15. Для вырубки дефектных мест на асфальтобетонном покрытии необходимо применять пневматический инструмент.
3.16. Присоединить шланги к пневматическому инструменту и соединять их между собой необходимо с помощью ниппелей или штуцеров и стяжных хомутов. Крепить шланги проволокой запрещается.
3.17. До присоединения шланга к пневматическому инструменту следует продуть воздушную магистраль, после присоединения шланга к магистрали – и шланг. Свободный конец шланга при продувке должен быть закреплен.
3.18. Подключение шланга к магистрали и инструменту, а также его отсоединение необходимо производить при закрытой запорной арматуре. Шланг должен быть размещен так, чтобы была исключена возможность случайного повреждения или наезда на него транспорта. Не допускается также пересечение шлангов тросами, кабелями и рукавами газосварки.
3.19. Подавать воздух к пневматическому инструменту следует только после установки его в рабочее положение.
3.20. Во время работы с пневмоинструментом дорожный рабочий должен следить за:
— отсутствием утечки воздуха в местах присоединения шлангов, а также за целостностью шлангов:
— состоянием рабочего инструмента, целостностью деталей корпуса, рукоятки, защитного ограждения;
— появлением шума, стука вибрации;
— давлением сжатого воздуха в магистрали.
3.21. При перерывах в работе, обрыве шлангов и различных неисправностях следует немедленно прекратить подачу сжатого воздуха к пневматическому инструменту (закрыть запорную арматуру).
3.22. При использовании пневмоинструмента запрещается;
— исправлять, регулировать и менять рабочую часть инструмента во время работы при наличии в шланге сжатого воздуха;
— работать пневматическим инструментом без средств виброзащиты и управления рабочим инструментом, а также без глушителя шума;
— держать при работе пневматическим инструментом за его рабочую часть;
— оставлять без надзора пневмоинструмент, присоединенный к воздушной магистрали;
— передавать пневмоинструмент лицам, не имеющим право пользоваться им;
— во время работы натягивать или перегибать шланги пневматического инструмента;
— прекращать подачу воздуха к инструменту переламыванием шлангов или завязыванием их узлом;
— превышать предельно-допустимую продолжительность непрерывной работы пневмоинструмента, указанную в эксплуатационных документах организации-изготовителя;
— пользоваться инструментом с изношенным конусным хвостовиком;
— переносить пневмоинструмент за шланг или рабочую часть.
3.23. При использовании отбойного молотка необходимо:
— следить за тем, чтобы буртик пики всегда прижимался к буксе;
— не заглублять пику в дорожное покрытие до упора концевой пружины;
— при отвале пикой вырубленных кусков дорожных покрытий останавливать отбойный молоток, выключая подачу сжатого воздуха
— следить за нагревом хвостовика рабочего инструмента.
3.24. При устройстве сборных бетонных покрытий плиты необходимо укладывать от себя в направлении строящегося покрытия. При этом кран должен находиться на уложенных в покрытиях плитах. Рабочим не разрешается становиться на плиту во время ее укладки на основание и находиться под вывешенной плитой во время ее осмотра.
3.25. При укладке сборных бетонных изделий (бордюрный камень, укрепительная плита, лотки и т.п.) дорожный рабочий обязан пользоваться ломами, крючками и другими приспособлениями.
3.26. Перенос бордюрных камней разрешается только одновременно четырьмя рабочими с помощью двух пар клещей. Перемещение бордюра волоком вручную с помощью крюков запрещается. Обсадку бордюрных камней трамбовкой разрешается производить только через деревянную прокладку.
3.27. В помещениях по приготовлению составов для выполнения малярных работ, а также в местах приготовления нитрокрасок и других лакокрасочных материалов и составов, образующих взрывоопасные пары, запрещаются действия с применением огня или вызывающие искрообразование, использование светильников, выполненных не во взрывобезопасном исполнении. Электропроводка в этих местах должна быть обесточена или выполнена во взрывобезопасном исполнении.
3.28. Тару со взрывоопасными материалами (лаками, нитрокрасками) во время перерывов в работе следует закрывать пробками или крышками и открывать инструментом, не вызывающим искрообразования.
3.29. На рабочие места окрасочные материалы следует поставлять готовыми к применению и в количестве, не превышающем сменной потребности.
3.30. При очистке поверхности, сглаживании и шлифовке (с помощью скребка, пемзы или наждачной бумаги), при нанесении шпатлевки и механизированной окраске следует пользоваться защитными очками закрытого типа и респиратором.
3.31. При производстве малярных работ необходимо выполнять следующие требования:
— приготавливать составы с учетом инструкций или технологических условий на компоненты. Запрещается применять краски, растворители, разбавители или клеи неизвестного состава;
— приготавливать раствор соляной кислоты следует вливанием тонкой струи кислоты в сосуд с водой;
— при очистке поверхностей химическим способом (раствором кислоты) пользоваться защитными очками и резиновыми перчатками, а также применять шпатель с длинной ручкой.
3.32. При доставке бетона в автосамосвале необходимо соблюдать следующие правила:
— не разрешается подходить к самосвалу до полной его остановки;
— находиться под поднятым кузовом самосвала;
— нельзя ударять по днищу кузова снизу;
— очистку кузовов самосвалов необходимо производить с земли лопатами с удлиненными рукоятками или скребками.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Прекратить работу при возникновении ситуаций, которые могут привести к аварии или несчастном случае.
4.2. Работа также должна быть прекращена:
— при грозе, дожде, тумане и снегопаде, исключающих видимость в пределах фронта работ;
— при неисправности дорожно-строительных машин, оборудования, ручного инструмента, применяемого в работе;
— при опрокидывании или повреждении транспортными средствами дорожных знаков и ограждений мест производства работ;
— при дорожно-транспортном происшествии, связанном с заездом транспортных средств на место работ.
4.3. При возникновении пожара вблизи места производства работ рабочий должен:
— немедленно прекратить работу;
— принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения;
— если невозможно устранить пожар собственными силами, сообщить непосредственному руководителю работ и вызвать пожарную бригаду по телефону 101.
4.4. При несчастном случае на производстве необходимо:
— быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказать потерпевшему первую доврачебную помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103;
— сообщить о происшествии ответственному лицу за безопасное производство работ или другому должностному лицу нанимателя, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не приведет к аварии или травмированию других людей.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
5.1. Привести в порядок место производства работ.
5.2. Убрать дорожные знаки, ограждения, если открыт путь для движения транспорта по ремонтируемом участку.
5.3. Собрать и очистить от грязи и асфальтобетонной смеси ручные и пневматические инструменты, вытереть их насухо и сложить в предназначенное для этих целей место.
5.4. Сообщить непосредственному руководителю работ о недостатках, выявленных во время работы.
5.5. Снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, осмотреть, привести в порядок и убрать в специально отведенное место.
5.6. Выполнить гигиенические процедуры.
|