1.1. К работе в качестве грузчика допускаются мужчины и женщины
(кроме подростков до 16 лет). Лица моложе 18 лет могут быть допущены к погрузке
и выгрузке (без применения транспортных и грузоподъемных машин) только
легковесных грузов, относящихся по степени опасности к I группе
(стройматериалы, товары широкого потребления, овощи и другие навалочные, тарно
- упаковочные и штучные грузы) <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с Основами законодательства РФ об охране
труда с 1 июля 1996 года работодателям запрещается направлять на тяжелые работы
и работы с вредными или опасными условиями труда женщин детородного возраста и
лиц в возрасте до 21 года, а также работников, которым эти работы
противопоказаны по состоянию здоровья.
1.2. На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по
безопасности труда <*> и проходит: стажировку; обучение устройству и
правилам эксплуатации подъемно - транспортного оборудования; курс по санитарно
- гигиенической подготовке со сдачей зачета (в продовольственном магазине
(отделе), складе и предприятии общественного питания); проверку знаний в объеме
I группы по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от
электрической сети), теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных
способов работы.
--------------------------------
<*> Лица, допущенные в холодильные камеры с
непосредственным охлаждением, должны быть ознакомлены с правилами безопасного
выполнения работ и порядком эвакуации людей из помещений в случае утечки
аммиака или аварии.
Работник, допускаемый к выполнению: погрузочно - разгрузочных
работ с применением транспортных и грузоподъемных машин; погрузочно -
разгрузочных работ, выполняемых вручную с тяжелыми крупногабаритными грузами;
работ по транспортировке и перемещению сжиженных газов в баллонах под
давлением, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других опасных и вредных
веществ (кислот, щелочей и др.), должен пройти специальное обучение
безопасности труда и иметь удостоверение на право выполнения работ с повышенной
опасностью.
1.3. Во время работы работник проходит:
обучение безопасности труда по действующему оборудованию каждые 2
года, а по новому оборудованию - по мере его поступления на предприятие, но до
момента пуска этого оборудования в эксплуатацию. Работник, допущенный к
эксплуатации лифтов грузоподъемностью до 250 кг и наклонных подъемников,
проходит обучение ежегодно;
проверку знаний безопасности труда (на работах с повышенной
опасностью) - ежегодно;
проверку знаний по электробезопасности (при использовании
оборудования, работающего от электрической сети) - ежегодно;
проверку санитарно - гигиенических знаний. В продовольственном
магазине (отделе, складе) - один раз в 2 года, в предприятии общественного
питания - ежегодно;
периодический медицинский осмотр:
работник, имеющий контакт с пищевыми продуктами, - ежегодно;
работник, испытывающий воздействие опасных и вредных производственных
факторов, - один раз в 1 - 2 года (с учетом требований органов
здравоохранения).
Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте
работник получает один раз в 3 месяца.
1.4. Женщины, занятые на погрузочно - разгрузочных работах,
переводятся на другую работу со дня установления беременности.
1.5. Во время работы на работника могут воздействовать опасные и
вредные производственные факторы (движущиеся машины и механизмы, подвижные
части конвейеров, грузоподъемных машин, перемещаемые товары, тара,
обрушивающиеся штабели складируемых товаров; пониженная температура
поверхностей холодильного оборудования, товаров; пониженная температура воздуха
рабочей зоны; повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в
электрической цепи; повышенный уровень статического электричества; острые
кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента, оборудования,
инвентаря, товаров и тары; химические факторы; физические перегрузки).
1.6. Работник должен быть обеспечен средствами индивидуальной
защиты, а при контакте с пищевыми продуктами также и санитарной одеждой.
Рекомендуемые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и
других средств индивидуальной защиты:
на погрузке и выгрузке (здесь и далее - вне цехов) угля, песка, кокса,
торфа и битума:
комбинезон хлопчатобумажный с капюшоном из пыленепроницаемой
ткани ГОСТ 12.4.100-80, ГОСТ 12.4.099-80 - на 12 месяцев;
ботинки кожаные - на 12 месяцев;
рукавицы брезентовые ГОСТ 12.4.010-75 - на 1 месяц.
На погрузке и выгрузке пылящих грузов:
комбинезон хлопчатобумажный с капюшоном из пыленепроницаемой
ткани ГОСТ 12.4.100-80; ГОСТ 12.4.099-80 - на 12 месяцев;
рукавицы брезентовые ГОСТ 12.4.010-75 - на 1 месяц;
респиратор ГОСТ 12.4.028-76 - до износа;
очки защитные ГОСТ 12.4.013-85 Е - до износа.
На погрузке и выгрузке кислот и едких веществ:
костюм суконный - на 12 месяцев;
сапоги резиновые ГОСТ 5375-79 - на 12 месяцев;
рукавицы суконные ГОСТ 12.4.010-75 - на 1 месяц;
респиратор - до износа;
очки защитные - до износа.
На погрузке и выгрузке лесоматериалов:
костюм хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой - на 12
месяцев;
ботинки кожаные - на 12 месяцев;
рукавицы брезентовые ГОСТ 12.4.010-75 - на 1 месяц.
На погрузке и выгрузке этилированного бензина:
куртка хлопчатобумажная - дежурная;
сапоги резиновые - на 12 месяцев;
фартук резиновый ГОСТ 12.4.029-76 - дежурный;
перчатки резиновые - дежурные.
На погрузке и выгрузке соли:
костюм хлопчатобумажный - на 12 месяцев;
сапоги кирзовые - на 12 месяцев;
рукавицы комбинированные ГОСТ 12.4.010-75 - на 2 месяца;
куртка и брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке (на
наружных работах зимой дополнительно) в зависимости от климатических поясов -
на 18 - 36 месяцев.
На погрузке и выгрузке прочих грузов и материалов:
куртка брезентовая и брюки хлопчатобумажные с брезентовыми
наколенниками - на 12 месяцев;
рукавицы брезентовые ГОСТ 12.4.010-75 - на 1 месяц;
очки защитные ГОСТ 12.4.013-85 Е - до износа.
На наружных работах зимой дополнительно:
куртка и брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке в
зависимости от климатических поясов - на 18 - 36 месяцев;
валенки в зависимости от климатических поясов - на 24 - 48
месяцев.
При сопровождении грузов на бортовых автомашинах вне кабины:
в зимнее время вместо куртки хлопчатобумажной на утепляющей
прокладке в особом и IV климатических поясах выдается полушубок - дежурный;
в остальное время года выдается плащ непромокаемый - дежурный.
куртка хлопчатобумажная или халат хлопчатобумажный - на 4 месяца;
фартук хлопчатобумажный - на 6 месяцев;
берет - на 12 месяцев или шапочка хлопчатобумажная - на 4 месяца;
рукавицы хлопчатобумажные - на 3 месяца.
На холодильниках, хладокомбинатах, базах, складах при работе с
пищевыми продуктами:
куртка светлая хлопчатобумажная - на 6 месяцев;
фартук хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой - на 6
месяцев;
шапочка белая хлопчатобумажная - на 6 месяцев;
рукавицы хлопчатобумажные - на 3 месяца;
бахилы (на выгрузке соли, складе сырья) - на 6 месяцев.
1.7. Для обеспечения пожаро- и взрывобезопасности не допускается:
производить погрузку и выгрузку горючих жидкостей и других
легковоспламеняющихся веществ при работающем двигателе автомобиля;
бросать и кантовать бочки с горючими жидкостями, пользоваться
стальными ломами для их перекатывания.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Подготовить рабочую зону для безопасной работы:
освободить пути перемещения груза и место его укладки от
посторонних предметов;
уложить на пути перемещения груза твердое покрытие или настилы
шириной не менее 1,5 м: на мягком грунте или неровной поверхности, на уровне
головки рельса при перемещении груза через рельсовые пути, в других аналогичных
ситуациях;
проверить достаточность освещения проходов и мест складирования,
при необходимости потребовать освещения мест погрузки, выгрузки и перемещения
грузов;
обозначить на площадке для укладки грузов границы штабелей,
проходов и проездов между ними;
в холодное время года очистить от снега, посыпать песком, шлаком
или другими противоскользящими материалами покрытые льдом уклоны и другие
участки проходов, проездов и погрузочно - разгрузочных площадок.
2.2. Проверить внешним осмотром исправность грузозахватных
приспособлений и наличие на них клейм или бирок с обозначением номера, даты
испытания и грузоподъемности.
2.3. Проверить исправность и работу:
подъемно - уравнительных площадок, подъемных платформ
гидравлических тележек и другого оборудования;
концевых выключателей, ограничивающих движение механизмов;
кнопок управления ("Пуск", "Стоп") и
аварийных.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Масса поднимаемого (снимаемого) одним грузчиком груза
вручную не должна превышать 50 кг.
3.2. Перемещение, погрузку и выгрузку груза производить с учетом
его категории и степени опасности.
3.3. При перемещении тяжеловесных крупногабаритных грузов вручную
необходимо:
применять прочные, ровные, одинакового диаметра и достаточной
длины катки, концы которых не должны выступать из-под перемещаемого груза более
чем на 30 - 40 см;
катки укладывать параллельно и во время передвижения груза
следить, чтобы они не поворачивались относительно направления движения груза;
для подведения катков под груз пользоваться ломами или реечными
домкратами;
брать каток для перекладывания, когда он полностью освободится
из-под груза, поправлять его следует ломом или ударами кувалды;
во время передвижения груза остерегаться вылетающих из-под груза
катков или случайного его срыва;
витринные стекла больших размеров переносить на ремнях попарно
нескольким работникам;
при перемещении груза по наклонной плоскости вниз применять
задерживающие приспособления (веревки, тросы и т.п.). При этом не допускается:
нахождение впереди скатываемого груза, перемещение груза быстрее скорости
движения работников.
3.4. При перемещении катно - бочковых грузов по горизонтальной
поверхности соблюдать следующие требования:
при перекатывании бочек, рулонов, барабанов и других подобных
грузов следует находиться за перемещаемым грузом;
не перекатывать грузы, толкая их по краям, во избежание ушиба рук
о другие предметы, находящиеся по пути перекатывания груза;
не переносить катно - бочковые грузы на спине независимо от их
массы.
3.5. При выполнении работ по перемещению сжатых и сжиженных газов
в баллонах, опасных и вредных веществ следует:
перемещать баллоны с надетыми предохранительными колпаками,
закрывающими вентили, используя специальные тележки. Не переносить баллоны на
руках;
при переноске баллонов по лестнице использовать носилки, имеющие
затягивающий ремень;
агрессивные жидкости (кислоты, щелочи и др.) переносить только в
специально приспособленных для этого носилках (перевозить на тележках, тачках)
в стеклянной таре, помещенной в плетеные или деревянные корзины. Не допускается
переносить бутыли с кислотой или щелочью на спине, плече и перед собой.
3.6. При выполнении погрузочно - разгрузочных работ и укладке
груза на автомобиль необходимо:
при подаче автомобиля к месту погрузки (выгрузки) отойти в
безопасное место;
подложить под колеса стоящего автомобиля упоры (башмаки).
Автомобиль, поставленный под погрузку (выгрузку), должен быть надежно
заторможен стояночным тормозом;
во время выгрузки автомобиля - самосвала не находиться в его
кузове или на подножке;
очищать кузов автомобиля - самосвала от остатков сыпучих или
вязких грузов скребками или лопатами с длинными рукоятками, находясь на земле;
перед открыванием бортов автомобиля убедиться в безопасном
расположении груза в кузове;
открывать и закрывать борта под контролем водителя автомобиля
одновременно двум работникам, находящимся с боков открываемого борта;
открывать для выгрузки сжатых и сжиженных газов в баллонах тот
борт автомобиля, в сторону которого баллоны лежат башмаками;
выгрузку грузов, которые разрешается сбрасывать, производить на
эстакаде, огражденной с боков предохранительными брусьями;
сыпучие пылящие грузы (цемент, алебастр и др.) выгружать в лари и
другие закрытые емкости, предохраняющие их от распыления;
грузить и выгружать навалом известь и другие едкие пылящие
вещества только механизированным способом, исключающим загрязнение воздуха
рабочей зоны;
спуск и подъем катно - бочковых грузов производить по слегам или
покатам. Бочки с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями грузить
(выгружать) по деревянным слегам или другим безопасным приспособлениям;
выгружать штучные длинномерные грузы (бревна, доски и др.) с помощью
прочных покатов не менее чем двум работникам, применяя при этом страховку груза
канатами;
бревна и пиломатериалы не разрешается грузить выше стоек, а также
размещать длинномерный груз по диагонали в кузове, оставляя выступающие за
боковые габариты автомобиля концы и загораживать грузом двери кабины водителя;
при перевозке грузов (доски, бревна) длиной более 6 м надежно
крепить их к прицепу, при одновременной перевозке длинномерных грузов разной
длины более короткие располагать сверху;
при погрузке навалом груз располагать равномерно по всей площади
кузова, он не должен возвышаться над бортами;
ящики, бочки и другой штучный груз укладывать плотно, без
промежутков, чтобы при движении он не мог перемещаться по кузову. Бочки с
жидким грузом устанавливать пробкой вверх;
стеклянную тару с жидкостями укладывать только стоя, каждое место
груза в отдельности должно быть хорошо укреплено в кузове, чтобы во время
движения груз не мог переместиться или опрокинуться;
каждое место груза с агрессивной жидкостью надежно укрепить в
кузове, предварительно убедившись в том, что стеклянная тара находится в
деревянных или плетеных корзинах с перекладкой соломой или стружкой;
штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова, необходимо
увязать прочными канатами (увязка грузов металлическими канатами или проволокой
не допускается). Высота груза не должна превышать высоту проездов под мостами и
путепроводами, и общая высота от поверхности дороги до высшей точки груза не
должна быть более 3,8 м.
3.7. При выполнении погрузочно - разгрузочных работ на
железнодорожном транспорте следует:
передвигать вагоны по фронту выгрузки со скоростью не более 2
км/ч. Работник должен находиться сбоку вагона, внерельсовой колеи. При этом не
допускается становиться на путь, толкать вагон сзади или тянуть его на себя, а
также толкать и тормозить вагон, держать его за буферные приспособления;
к погрузке и выгрузке железнодорожного вагона приступать только
после полной остановки и закрепления его с двух сторон установкой под колеса
тормозных башмаков;
для облегчения открывания дверей вагона использовать специальные
приспособления;
не находиться при открывании двери против открывающегося дверного
проема вагона ввиду возможности выпадения груза;
открывать двери полувагона с сыпучим грузом только специальными
приспособлениями, позволяющими работнику находиться на безопасном расстоянии;
при загрузке в железнодорожный вагон ящичные, бочковые и другие
штучные грузы укладывать плотно, без промежутков.
3.8. Прекратить работы при:
обнаружении несоответствия тары установленным требованиям, а
также отсутствии на ней четкой маркировки или ярлычков;
возникновении опасных и вредных производственных факторов
вследствие воздействия метеоусловий на физико - химический состав груза (если
не приняты меры по созданию безопасных условий производства работ).
3.9. При штабелировании стройматериалов: штучный камень
укладывать на высоту не более 1,5 м (во избежание самообрушения);
кирпич укладывать на ровной поверхности не более чем в 25 рядов;
высота штабеля пиломатериалов при рядовой укладке не должна
превышать половину ширины штабеля, а при укладке в клетки должна быть не более
ширины штабеля;
штабелям из песка, гравия, щебня и других сыпучих материалов
следует придавать естественный угол откоса или ограждать их прочными подпорными
стенками;
ящики со стеклом укладывать в один ряд по высоте. При укладывании
и съеме ящиков со стеклом работники должны находиться с торцевой стороны ящика.
3.10. Дештабелирование грузов должно производиться только сверху
вниз.
3.11. При взятии сыпучих грузов из штабеля не следует допускать
образования подкопа.
3.12. Для предотвращения аварийных ситуаций:
знать и применять условную сигнализацию при погрузке и выгрузке
грузов подъемно - транспортными механизмами;
при загрузке (выгрузке) холодильных камер соблюдать меры
предосторожности, исключающие возможность случайной изоляции в них работников;
работнику запрещается:
находиться и производить работы под поднятым грузом, на путях
движения транспорта;
ходить по железнодорожным путям, подлезать под стоящие вагоны,
перелезать через сцепки, цепляться за движущиеся вагоны, проходить между
расцепленными вагонами, если рядом находится тепловоз;
разгружать груз в местах, для этого не приспособленных (на
временные перекрытия, непосредственно на трубы паро- и газопроводов,
электрические кабели, на рельсовые пути и межпутье, вплотную к заборам и стенам
различных сооружений и устройств).
4. Требования безопасности по окончании работы
Убрать съемные грузозахватные приспособления, инвентарь в
отведенные места хранения. Грузовую тележку установить на ровную поверхность,
рама гидравлической тележки должна быть опущена в нижнее положение.
До уваги користувачів! Вся інформація взята з відкритих джерел, призначена виключно для приватного використання, з метою самоосвіти користувачів ресурсу. Дана інформація не призначена для комерційного використання! Ні власник сайту, ні хостинг-провайдер, ні будь-які інші фізичні або юридичні особи не можуть нести ніякої відповідальності за будь-яке використання матеріалів даного сайту. Відвідуючи цей сайт користувач підтверджує свою повну згоду з усіма вище викладеними умовами використання інформації.