1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К работе в качестве купажиста по чаю (далее купажист) допускаются обученные работники не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обучение и аттестацию по санитарному минимуму, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение безопасным приемам и методам выполнения работ, правилам оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Не реже одного раза в 6 месяцев купажист должен проходить повторный инструктаж по программе первичного инструктажа на рабочем месте; не реже 1 раза в 12 месяцев – очередную проверку знаний требований охраны труда; периодический медицинский осмотр – в соответствии с действующим законодательством РФ.
1.3. Лица, не прошедшие проверку знаний, к самостоятельной работе не допускаются.
1.4. При нарушении работником требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.), а так же при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента, при перерывах в работе более 2 месяцев или внесении изменений в настоящую инструкцию работник подлежит прохождению внепланового инструктажа.
1.5. При привлечении купажиста к выполнению разовых работ, не входящих в его обязанности, он должен пройти целевой инструктаж по данному виду работ.
1.6. Купажист обязан соблюдать трудовую дисциплину, Правила внутреннего трудового распорядка, режим труда и отдыха.
1.7. Запрещается употреблять спиртные напитки и находиться на территории предприятия в нетрезвом состоянии или под воздействием наркотических и других веществ.
1.8. Купажист обязан:
— соблюдать требования охраны труда;
— правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя (начальника цеха, мастера) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
1.9. В целях предотвращения пожара необходимо соблюдать следующие требования:
— курить только в специально отведенных, оборудованных местах;
— запрещается пользоваться открытым огнем;
— не производить сушку спецодежды и спецобуви на нагревательных (отопительных) приборах;
— использованные обтирочные материалы складывать в металлические ящики с плотно закрывающейся крышкой, и после окончания смены выносить их в отведенное и безопасное в пожарном отношении место;
— обеспечивать свободный доступ к электрическим и коммутационным аппаратам (рубильникам, выключателям, автоматам) и первичным средствам пожаротушения. Не оставлять горючие материалы вблизи электрощитов.
1.10. Продолжительность рабочего времени купажиста не может превышать 40 часов в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности.
1.11. В течение рабочей смены купажисту должен быть предоставлен перерыв для приема пищи, продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 мин. Время начала и окончания перерыва определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
1.12. Во время работы на купажиста могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся и вращающиеся части производственного оборудования;
— острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях оборудования, инструментов;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти на тело человека;
— повышенный уровень шума;
— вредные химические вещества;
— повышенный уровень запыленности воздуха рабочей зоны.
1.13. Для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов работник должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с действующими Нормами бесплатной выдачи:
— комбинезон или халат хлопчатобумажный – 2 шт. на 12 мес.
— головной убор – 2 шт. на 12 мес.
— фартук хлопчатобумажный – 2 шт. на 12 мес.
— обувь кожаная облегченная или обувь профилактическая – 2 пары на 12 мес.
1.14. Выдаваемые средства индивидуальной защиты (СИЗ) должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия. СИЗ, на которые не имеется технической документации, к применению не допускаются.
1.15. Работодатель обязан заменить или отремонтировать санитарную одежду, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника.
1.16. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной защиты работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством РФ.
1.17. Работник должен уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае на производстве, знать места расположения аптечки по оказанию первой помощи при несчастных случаях и правила ее использования.
1.18. При обнаружении нарушений требований охраны труда и пожарной безопасности сообщить об этом своему непосредственному руководителю.
1.19. Выполняя трудовые обязанности, купажист обязан соблюдать следующие требования:
— выполнять только ту работу, которая ему поручена, не перепоручать свою работу другим лицам;
— ходить по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;
— переходить автомобильные дороги в установленных местах;
— при выходе из здания убедиться в отсутствии движущегося транспорта;
— не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
— не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;
— не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;
— не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах.
1.20. Для питья следует употреблять воду из кулеров, оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.
1.21. Принимать пищу следует в оборудованных помещениях (столовой, буфете, комнате для приема пищи).
1.22. Запрещается употребление алкогольных напитков на работе, а также выход на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
1.23. В случае недомогания или получения производственной травмы работу следует прекратить и известить о случившемся своего непосредственного руководителя работ. В случае получения травмы обстановку несчастного случая сохранить, если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приведет к аварии, а затем обратиться за помощью в здравпункт.
1.24. В процессе работы купажист должен соблюдать правила личной гигиены:
— соблюдать чистоту кожного покрова, одежды, обуви и других СИЗ;
— содержать в чистоте оборудование и шкаф для санитарной одежды, спецодежды;
— после каждого перерыва в работе, посещения туалета мыть руки теплой водой с мылом, затем дезинфицировать 0,2 % раствором хлорамина и снова промыть руки теплой водой;
— перед посещением туалета санитарную одежду снимать, после посещения тщательно вымыть руки с мылом, продезинфицировать обувь на дезинфицирующем коврике.
1.25. При переходе мест проезда автотранспорта необходимо:
— соблюдать правила дорожного движения для пешеходов;
— увидев движущийся навстречу транспорт, встать в безопасное место и уступить дорогу;
— быть внимательным к сигналам, подаваемым водителями транспортных средств, и выполнять их.
1.26. Лица, нарушающие требования инструкции по охране труда, привлекаются администрацией к ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и действующим законодательством РФ.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Надеть полагающуюся по нормам чистую, исправную санитарную одежду, спецодежду, спецобувь. Спецодежда не должна иметь свободно висящих концов, рукава и ворот должны быть застегнуты. Заправить волосы под головной убор. Запрещается застегивать санитарную одежду булавками, иголками и хранить в карманах булавки, деньги и другие посторонние предметы, носить бусы, брошки, серьги, клипсы, кольца и пр.
2.2. Подготовить рабочий инвентарь, осмотреть рабочее место и проверить, свободны ли проходы.
2.3. Проверить работу пылевых отсосов для удаления образующейся чайной пыли над смотровыми столами, купальных барабанов и бункера над автовесами.
2.4. Подготовить необходимый инвентарь (ящики для готовой продукции). Применение поврежденных, сломанных и загрязненных ящиков запрещается. При перевозке не разрешается сидеть на ящиках с чайным листом или класть на них какой-либо груз.
2.5. Проверить при снятом напряжении:
— санитарное состояние оборудования, отсутствие внутри него посторонних предметов;
— наличие и прочность защитных ограждений;
— отсутствие трещин и сколов на корпусах розеток и выключателей, а также отсутствие оголенных контактов;
— надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств;
— целостность изоляции электропроводов и питающих шнуров электроприборов, исправность предохранительных устройств;
— наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между металлическими нетоковедущими частями оборудования и заземляющим проводом).
2.6. Проверить внешним осмотром:
— наличие и исправность подножной деревянной решетки;
— достаточность освещения, наличие перегоревших ламп;
— надежность закрепления ламп накаливания, люминесцентных ламп;
— отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг оборудования;
— состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, водяных пятен и др.).
2.7. Убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы, и проверить пути эвакуации.
2.8. При обнаружении недостатков и неисправностей доложить об этом своему непосредственному руководителю для принятия мер по их устранению.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Выполнять только порученную работу. Выполнение работ производить в соответствии с технологическими картами.
3.2. Быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры, не отвлекать других.
3.3. При работе на электрооборудовании необходимо следить за работой механизмов и чтобы в оборудование не попали посторонние предметы.
3.4. Пуск и остановку электрооборудования следует производить исключительно сухими руками при помощи кнопок «пуск» и «стоп».
3.5. В процессе работы электрооборудования (купажных барабанов, утрусочной машины) ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— промывать и очищать оборудование при включенном электродвигателе;
— очищать от остатков чая и производить ремонт при включенном оборудовании;
— снимать защитные ограждения;
— оставлять работающее оборудование без присмотра;
— допускать посторонних лиц к эксплуатации оборудования.
3.6. Не допускать скопление сырья на рабочем месте.
3.7. Содержать рабочее место в чистоте и порядке, своевременно убирать с пола рассыпанные продукты, разлитую воду и т.д...
3.8. Не использовать для сидения оборудование и случайные предметы (ящики, бочки).
3.9. Применять необходимое для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.10. Вскрытие верха ящиков с чаем производить от торцевой стороны соответствующим инструментом (гвоздодером, клещами). Торчащие гвозди удалять, металлическую обивку загибать внутрь ящика. Пол после вскрытия каждой партии тщательно подметать. Замасленный чай и санитарный брак (чай с пола) в переработку не допускаются.
3.11. Для сборки брака продукции, обрывков бумаги, пустых пакетов, россыпи чая и замасленного чая необходимо иметь специальную тару для каждого вида брака и отходов в отдельности, отличную от производственной тары с соответствующими надписями.
3.12. Следить за чистотой пола и напольных решеток, не допуская образования скользких и загрязненных мест. В случае их образования протереть пол сухой ветошью.
3.13. Уход за оборудованием сортировочного отделения и установками по очистке чая от ферропримесей должен производиться в соответствии с действующей технологической инструкцией.
3.14. В целях предотвращения попадания в чайную продукцию битого стекла, смотровые отверстия коронок над автовесами и дверцы автовесов должны быть заделаны прозрачным небьющимся оргстеклом или другим материалом.
3.15. Не допускается хранение чая совместно с непищевыми материалами и пахучими веществами.
3.16. При обвязке упаковочных коробок, пакетов использовать шпагат, толщина которого исключает порезы рук.
3.17. Проведение каких-либо работ на полу с готовой чайной продукцией, не упакованной в ящики, запрещается.
3.18. Ящики с готовой чайной продукцией должны храниться в помещении склада при условиях: ящики устанавливаются на стеллажах на высоте не менее 5 см от пола и расстоянии 50 см от стен; проход между ящиками должен быть не менее 0,75-0,80 м. В штабеле не должно быть по высоте больше 5 ящиков.
3.19. При укладке ящиков на стеллажи и полки размещать более тяжелые ящики на нижних полках, а более легкие — на верхних; не загружать стеллажи свыше предельной нагрузки, на которую они рассчитаны.
3.20. Решетчатые и другие защитные ограждения, вентиляционные камеры и каналы должны очищаться соответствующими работниками (электромонтерами, слесарями) периодически по мере загрязнения при полном выключении электрооборудования.
3.21. Бункеры для чая должны быть закрыты и открываться только во время засыпки в них чая.
3.22. Электрооборудования (купажные барабаны, утрусочная машина, автоматические весы) должны обметаться от пыли и засорения в конце каждой смены и по мере необходимости.
3.23. Пуск в эксплуатацию оборудования и аппаратуры после частичного ремонта разрешается только после мытья и дезинфекции.
3.24. Для обметания и уборки электрооборудования использовать специальные волосяные щетки и чистый обтирочный материал.
3.25. Смотровые столы, купальные барабаны и бункеру над автовесами должны быть оборудованы пылевыми отсосами для удаления образующейся чайной пыли.
3.26. При проведении санитарной обработки оборудования:
— рабочие растворы дезинфекционных средств готовить в хорошо проветриваемых помещениях;
— все дезинфекционные средства и растворы должны иметь этикетки с указанием: названия; концентрации; даты изготовления; срока годности;
— дезинфекционные средства и их растворы хранить под замком в местах, недоступных для посторонних лиц;
— строго соблюдать последовательность и точно выполнять все этапы мойки и обеззараживания, обеспечивающие максимальное удаление с обрабатываемых объектов остатков моющих и дезинфицирующих средств;
— всю работу с дезинфицирующими средствами проводить в хорошо проветриваемых помещениях, в спецодежде, и с использованием средств индивидуальной защиты.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При обнаружении неполадок в работе оборудования (посторонний шум, гудение, повышенная вибрация, ощущение электротока при прикосновении к нетоковедущим металлическим частям оборудования, искрение, повышенная температура поверхности оборудования, запах горящей изоляции и т.д.) принять меры по остановке оборудования, отключив подачу электроэнергии, сообщить о случившемся непосредственному руководителю.
4.2. В случаях пожара сообщить в пожарную охрану по телефону 101, дать сигнал пожарной тревоги и по возможности приступить к тушению пожара (возгорания) имеющимися средствами пожаротушения на рабочем месте.
4.3. При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить пострадавшего от действия электрического тока, соблюдая меры личной безопасности, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103, сообщить о случившемся непосредственному руководителю, по возможности сохранить обстановку, если это не приведет к аварии или травмированию других людей, или зафиксировать ее на фото- , видео- .
4.4. При попадании дезинфекционных средств на незащищенную кожу обильно обмыть пораженный участок чистой водой.
4.5. При появлении раздражения дыхательных путей немедленно удалить пострадавшего из помещения на свежий воздух или в хорошо проветриваемое помещение.
4.6. При попадании дезинфицирующих средств в глаза немедленно промывать их струей воды или 2%-ным раствором гидрокарбоната натрия в течение нескольких минут. При раздражении глаз закапать раствор альбуцида, при болях — 1-2%-ный раствор новокаина.
4.7. Во всех аварийных ситуациях до прибытия скорой медицинской помощи нужно принимать меры по спасению пострадавшего (искусственное дыхание, промывка и нейтрализация пораженных участков, вынос из опасной зоны, применение кислородных масок, наложение шин, перевязка и др. меры).
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Отключить оборудование от электросети.
5.2. Привести в порядок рабочее место. Для транспортирования отходов применять специально предназначенный для этого инвентарь.
5.3. Очистить и убрать инвентарь, инструмент и приспособления в отведенные для их хранения места.
5.4. При санитарной обработке следить, чтобы применяемые в ходе обработке растворы не попадали на открытые участки тела работника, электродвигатели и токоведущие части производственного оборудования.
5.5. Снять спецодежду и СИЗ, осмотреть, привести в порядок и убрать в отведенное для хранения место.
5.6. Вымыть лицо, руки теплой водой с мылом, по возможности принять душ.
5.7. Обо всех недостатках в работе оборудования и о принятых мерах доложить непосредственному руководителю (начальнику цеха, мастеру).
|