Настоящая инструкция по охране труда разработана для машиниста фронтального погрузчика
Инструкция по охране труда для машиниста
фронтального погрузчика подготовлена на основе отраслевой типовой
инструкции по охране труда — ТИ РО 029-2003,
с учетом требований действующих законодательных и нормативных правовых
актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда,
указанных в Приложении 1 и предназначена для машиниста фронтального
погрузчика (далее – машиниста) при выполнении им работ согласно
профессии и квалификации.
1. Общие требования охраны труда
1.1. К самостоятельному управлению
погрузчиком и его обслуживанию могут быть допущены лица не моложе 18
лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр при поступлении на
работу, а в дальнейшем – периодические мед. осмотры 1 раз в три года.
Машинисты погрузчиков должны быть обучены безопасным методам работы и
иметь удостоверение на право управления погрузчиком, выданное ГИБДД,
иметь 1 квалификационную группу по электробезопасности (кроме случаев
работы погрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи).
1.2. Вновь поступающие на работу могут быть допущены к управлению погрузчиком только после прохождения ими:
- вводного инструктажа по охране труда, безопасности движения,
пожарной безопасности, производственной санитарии, оказанию первой
доврачебной помощи,
- первичного инструктажа по охране труда непосредственно на рабочем месте,
- стажировки в течение 2-14 смен под наблюдением механика или бригадира.
1.3. Допуск к самостоятельной работе фиксируется датой и подписью
инструктирующего в журнале инструктажа на рабочем месте и оформляется
приказом по предприятию.
1.4. Машинист погрузчика должен иметь при себе:
- удостоверение на право управления автомобильным транспортом данной категории, выданное ГИБДД,
- регистрационные документы на транспортное средство (талон технического паспорта),
- путевой лист или сменный рапорт.
1.5. Обучение рабочих безопасным методам
производства работ проводится в течение месяца со дня принятия на
работу по программе, утвержденной руководителем или главным инженером
предприятия. Проверка знаний проводится экзаменационной комиссией,
назначенной приказом по предприятию. Повторное обучение проводится в
следующих случаях:
- периодически, не реже одного раза в 12 месяцев,
- при переходе машиниста с другого предприятия,
- по требованию инспектора или лиц, осуществляющих надзор и контроль за эксплуатацией погрузчика.
1.6. После перерыва в работе по
специальности более одного года машинист погрузчика обязан пройти
обучение и проверку знаний по технике безопасности, и в случае
удовлетворительных результатов может быть допущен к стажировке для
восстановления необходимых навыков.
1.7. При переводе машиниста с одного погрузчика на другой того же типа,
но иной модели или с незнакомым приводом, администрация обязана
ознакомить машиниста с особенностями устройства и обслуживания такого же
погрузчика и обеспечить необходимую стажировку. После проверки
практических знаний машинист может быть допущен к самостоятельной
работе.
1.8. Для всех машинистов проводится:
- повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца,
- внеплановый инструктаж при:
- изменении правил по охране труда,
- изменении условий работы,
- нарушении машинистом требований безопасности труда, которые могут
привести к травме, взрыву или пожару, замене или модернизации
оборудования, приспособлений или инструмента,
- перерывах в работе более, чем 30 календарных дней,
- целевой инструктаж перед производством работ, на который оформляется наряд-допуск.
1.9. Руководство предприятия обязано:
- обеспечить машиниста производственной инструкцией,
- обеспечить машиниста спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормами,
- обеспечить своевременное и качественное
проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и
методам работы, не допускать к управлению погрузчиком лиц, не прошедших
обучение, стажировку, инструктажа по охране труда,
- своевременно выполнять графики планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания погрузчика,
- организовывать работы в соответствии с
проектами производства работ или технологическими картами, оформить
задания на проведение работ,
- выделить в распорядке дня время, необходимое для осмотра и обслуживания погрузчика,
- обеспечить контроль за использованием
рабочими средств индивидуальной защиты, выполнением ими правил и
инструкций по охране труда,
- обеспечить санитарно-бытовое обслуживание рабочих, наличие средств оказания первой помощи пострадавшим,
- обеспечить в темное время суток достаточное освещение рабочих мест, проездов, проходов согласно установленным нормам,
- обеспечить пожарную безопасность объекта как в рабочем его состоянии, так и в случаях возникновения аварийной обстановки.
1.10. Машинист погрузчика обязан
выполнять правила внутреннего распорядка предприятия, требования
инструкции по эксплуатации погрузчика и настоящей инструкции, а также
знать:
- правила передвижения погрузчика по
территории предприятия и правила дорожного движения. Уметь управлять
погрузчиком во время работы и передвижения в соответствии с требованиями
правил эксплуатации и техники безопасности,
- правила выполнения и объем работ при ежемесячных осмотрах и техническом обслуживании,
- паспортные данные, устройство
погрузчика и приборов безопасности, установленных на нем, ассортимент
смазочных материалов, применяемых при эксплуатации погрузчика,
- факторы, влияющие на устойчивость погрузчика, и причины потери устойчивости,
- правила подъема, перемещения грузов, определения пригодности к работе сменных грузозахватных приспособлений,
- порядок выполнения погрузчиком работ в особых условиях, в том числе:
- вблизи линии электропередачи,
- вблизи откосов котлована и траншей,
- при работе совместно с другими транспортными средствами, в зимних условиях,
- приемы оказания первой помощи при несчастных случаях,
- носить предусмотренную нормами спецодежду, спецобувь и СИЗ.
1.11. Машинист погрузчика подчиняется
инженерно-техническому работнику, назначенному приказом по предприятию о
закреплении дорожно-строительной техники, а также
инженерно-техническому работнику, назначенному на участке, где работает
погрузчик.
1.12. Категорически запрещается находиться в нетрезвом виде на
территории строительства и в бытовых помещениях как в рабочее так и в
нерабочее время.
Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, подлежат немедленному удалению с
территории предприятия с составлением протокола по форме.
1.13. При возникновении пожара на погрузчике или около него необходимо
заглушить двигатель, перекрыть систему и немедленно принять меры к
тушению пожара, гасить пламя огнетушителем, песком, землей или другими
имеющимися средствами, сообщить о пожаре лицу, ответственному за
безопасное производство работ, вызвать пожарную команду, если это
необходимо.
1.14. Во избежании поражения электрическим током:
- оказавшись в зоне шагового напряжения,
выходить из нее следует небольшими шагами в сторону, противоположную
месту предполагаемого замыкания на землю, в частности лежащего на земле
провода,
- машинисту погрузчика, корпус которого
оказался под напряжением, необходимо опустить рабочий орган в крайнее
нижнее положение, остановить двигатель и немедленно покинуть кабину
погрузчика, не соприкасаясь с металлическими частями корпуса погрузчика.
1.15. Лица, виновные в нарушении требований настоящей инструкции, несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Явиться к лицу, ответственному за
безопасное производство работ (прорабу, начальнику участка), фамилия
которого записывается в путевой лист, сменный рапорт.
2.2. Получить инструктаж о безопасных способах выполнения сменного задания на месте производства работ.
2.3. Ознакомиться с записями в вахтенном журнале.
2.4. Выполнить наружный осмотр погрузчика, его ходовой части, силовой
передачи, грузоподъемного механизма, кабины (при остановленном двигателе
и неработающих механизмах).
2.5. Во время осмотра погрузчика проверить:
- комплектность и состояние инструмента,
- уровень и качество масла в картере двигателя,
- наличие топлива в баке и воды в радиаторе, уровень рабочей жидкости в
баке гидросистемы, а также отсутствие течи в соединениях трубопроводов и
через уплотнение цилиндров,
- тяги, стартер, рулевое управление, двигатель,
- тормозную систему, коробку передач, муфту сцепления, фильтр очистки,
- давление в шинах и состояние аккумуляторов.
2.6. Проконтролировать работу:
- электроосветительных приборов,
- звукового сигнала,
- амперметра;
- датчиков уровня дизельного топлива, температуры воды, давления масла.
2.7. Произвести смазку узлов погрузчика согласно инструкции по эксплуатации.
2.8. Обнаружив во время осмотра неисправности, которые невозможно
устранить самостоятельно, машинист обязан доложить о них своему
непосредственному начальнику.
2.9. Если при осмотре погрузчика установлено, что дефектов,
препятствующих работе, нет, машинист обязан проверить работу всех
механизмов погрузчика на холостом ходу.
2.10. Перед началом работ машинист должен предварительно ознакомиться с
местом работы, а также правилами и приемами работ в зависимости от
конкретных условий.
2.11. Машинист не должен начинать работу по перемещению грузов, если:
- на строительной площадке отсутствует
таблица массы поднимаемых грузов и графическое изображение правильных
способов подъема и транспортировки грузов,
- недостаточное освещение рабочей зоны, плохая видимость перемещаемых грузов,
- территория площадки, на которой должен
работать погрузчик, не имеет доброкачественного твердого и гладкого
покрытия (асфальт, бетон, брусчатка и т.д.), в зимнее время территория
не очищена от снега и льда, не посыпана песком при гололеде,
- уклон площадки, на которой должен работать погрузчик, превышает допустимый уклон.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Управлять погрузчиком в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.
3.2. Не отвлекаться от своих прямых обязанностей.
3.3. Не передавать управление погрузчиком посторонним лицам без разрешения своего непосредственного начальника.
3.4. Прежде чем начать движение или включить обратный ход, необходимо
подать сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы погрузчика.
3.5. Быть осторожным при движении по территории предприятия
(максимальная скорость должна быть установлена в зависимости от
состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков).
В производственных помещениях максимальная скорость движения
автопогрузчика не должна превышать 5 км/час.
3.6. Перед запуском двигателя установить рычаг переключения передач в положение «нейтраль», стояночный тормоз включить.
3.7. На остановках и стоянках машина должна быть всегда заторможена стояночным тормозом.
3.8. Соблюдать особые меры предосторожности при проверке степени заряженности аккумуляторных батарей и уровня электролита.
3.9. При работе с топливом и смазочными материалами уделять особое внимание пожарной безопасности.
3.10. При движении погрузчика наблюдать за верхними препятствиями (проводами, трубами, арками и т.д.).
3.11. При вынужденной стоянке машины, для предотвращения
дорожно-транспортного происшествия, необходимо включить аварийную
сигнализацию.
3.12. Запрещается:
- производить осмотр, устранять неисправности, а также выполнять монтажные работы при работающем двигателе,
- производить обслуживание электрооборудования при включенной «массе», за исключением случаев проверки работы электрооборудования,
- разъединять и подтягивать соединения рукавов и трубопроводов, находящихся под давлением,
- при обслуживании машин пользоваться неисправным инструментом,
- производить работы при неисправных узлах и системах рабочего оборудования и базового шасси,
- производить работы в ночное время при неисправном электрооборудовании и недостаточном освещении места работ,
- производить работы вблизи подземных
кабельных линий связи и электропередач, трубопроводов и других
коммуникаций, обозначенных на местности знаками,
- при стоянке оставлять стрелу в поднятом положении,
- работать на площадках с уклоном более 50,
- поднимать груз, масса которого превышает указанную в технической характеристике,
- наполнять ковш с разгона, работать на мягких грунтах,
- находиться под поднятой стрелой и в пределах ее досягаемости,
- производить осмотр, ремонтные и
регулировочные работы под погрузочным оборудованием, находящимся в
поднятом состоянии. При ремонте или осмотре стрела должна быть надежно
закреплена на колодках или козлах,
- транспортировать груз в ковше при максимальном вылете стрелы,
- становиться на ковш и под ковш во время работы и движения,
- работать на глинистых грунтах в дождливое время при наличии поперечных уклонов,
- выносить ковш за бровку откоса при сбрасывании грунта под откос (во избежании сползания машины),
- оставлять незаторможенную машину на уклоне или косогоре,
- работать с трещинами на ободьях и с
поврежденными шинами, доходящими до корда или сквозными. Систематически
следить за износом рисунка протектора шин.
3.13. При выполнении работ вблизи зданий
и сооружений, погрузчик располагать таким образом, чтобы расстояние от
сооружения было не менее 1 м.
3.14. При переездах погрузчика рабочее оборудование должно быть зафиксировано в транспортном положении.
3.15. При работе погрузчика вблизи траншей и котлованов необходимо
соблюдать следующие наименьшие допустимые расстояния по горизонтали от
основания откоса траншеи (котлована) до ближайшей опоры погрузчика,
указанные в таблице №1:
Таблица №1.
Расстояние, м
|
|
песчан.
|
супесчан.
|
суглин.
|
глинист.
|
лессовой, сухой
|
1
|
1,5
|
1,25
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
2
|
3,0
|
2,4
|
2,0
|
1,5
|
2,0
|
3
|
4,0
|
3,6
|
3,25
|
1,75
|
2,5
|
4
|
5,0
|
4,4
|
4,0
|
3,0
|
3,0
|
5
|
6,0
|
5,3
|
4,75
|
3,5
|
3,5
|
3.16. Машинисту запрещается самовольно устанавливать погрузчик в охранной зоне воздушных линий электропередачи ЛЭП.
3.17. Работу погрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается производить только:
- после снятия напряжения с ЛЭП (по возможности),
- под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ,
- при наличии письменного разрешения организации-владельца линии на производство работ,
- при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.
Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером и лицом,
ответственным за электрохозяйство предприятия-заказчика.
3.18. Если нет обоснований для снятия
напряжения с воздушной линии электропередачи, работу в охранной зоне ЛЭП
разрешается при условии соблюдения требований СНиП III-4-80, СНиП
12-04-2002:
- расстояние от подъемной или выдвижной
части машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой
проекцией на землю ближайшего провода, и находящейся под напряжением
воздушной линии электопередачи, должно быть не менее указанного в
таблице №2:
Таблица №2
Напряжение воздушной линии, кВ
|
Наименьшее расстояние, м
|
до 1
от 1 до 20
от 35 до 110
от 150 до 220
330
от 500 до 750
800 (постоянного тока)
|
1,0
1,0
1,5
2,0-2,5
3,5
4.5-6,0
4,5
|
- работа погрузчика непосредственно под проводами воздушных ЛЭП, находящихся под напряжением, запрещена.
3.19. При заполнении ковша избегать ударов о препятствия, скрытые под грузом.
3.20. Забор бутового камня и других кусковых материалов производить
путем медленного врезания в штабель и одновременного поворота ковша.
3.21. Работу погрузчика прекратить в следующем случае:
- прокола шины или недостаточного давления в ней,
- неисправности рулевого управления,
- неисправности гидравлической системы,
- каких-либо посторонних шумов и стуков в двигателе, ходовой части, рабочих органах,
- неисправности тормозов.
3.22. Машинисту погрузчика не разрешается:
- работать на неисправном автопогрузчике,
- поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность погрузчика, указанную в техническом паспорте,
- производить резкое торможение при движении с грузом,
- допускать производство каких-либо работ или находиться под ковшом погрузчика,
- выходить из машины когда груз поднят рабочим органом,
- перевозить или поднимать на высоту погрузчиком людей,
- поднимать и перемещать грузы
погрузчиком, если в опасной зоне находятся люди (границы опасной зоны
вблизи движущихся частей и рабочих органов погрузчика определяется
расстоянием в пределах 5 м, если другие повышенные требования
отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя),
- оставлять погрузчик с работающим двигателем и поднятым грузом,
- работать в темное время суток без включенных приборов внешнего освещения,
- выполнять работы на погрузчике при снятых ограждениях или кожухах.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1 В случае технической неисправности механизмов, которые могут привести к травме, взрыву и т.д. машинист должен:
- немедленно прекратить работу погрузчика,
- приступить к устранению неисправностей и сообщить о них своему непосредственному начальнику,
4.2 Если во время работы произошел несчастный случай, машинист погрузчика обязан:
- оказать первую помощь,
- доложить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ,
- принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Поставить погрузчик в предназначенное для стоянки место (погрузчик, остающийся на объекте, сдать под охрану).
5.2. Опустить ковш на грунт, все рычаги управления установить в
нейтральное положение, включить стояночный тормоз и остановить
двигатель.
5.3. Очистить погрузчик от пыли и грязи.
5.4. Осмотреть двигатель и механизмы, при обнаружении неисправностей
устранить их. Если в условиях стройплощадки это выполнить невозможно, то
сообщить о неисправности механику, сменщику.
|