1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К выполнению работ по уборке школы допускаются лица, получающие (получившие) общее образование и достигшие возраста 15 лет, либо лица, получающие общее образование и достигшие возраста 14 лет при согласии одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства, заключившие трудовой договор, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, теоретическое и практическое обучение безопасным приемам и методам выполнения работ, проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Указанные лица могут привлекаться к выполнению легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, в свободное от получения образования время, без ущерба для освоения образовательной программы, с личного согласия.
1.3. Несовершеннолетний, своевременно не прошедший инструктажи по охране труда, к работе не допускается.
1.4. Для выполнения работ по уборке в школе каждый привлекаемый несовершеннолетний обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими Нормами бесплатной выдачи, а также необходимым инвентарем.
1.5. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.
1.6. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, к применению не допускаются.
1.7. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках и гардеробной.
1.8. Несовершеннолетний, занимающийся уборкой в школе, должен знать:
— виды работ по уборке в школе;
— правила и нормы уборки помещений;
— требования к санитарному содержанию помещений школы;
— назначение, устройство, правила применения оборудования, инструмента (инвентаря), приспособлений;
— нормы переноски тяжестей вручную;
— требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, к рациональной организации труда на рабочем месте;
— мероприятия по предупреждению аварий и устранению возникших неполадок;
— порядок действий при ликвидации аварийных ситуаций;
— действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
— назначение средств индивидуальной защиты, уметь ими пользоваться;
— правила и нормы по охране труда, промсанитарии;
— требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности, руководствоваться ими в своей деятельности;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшим, пользоваться аптечкой.
1.9. В процессе выполнения работ по уборке в школе на несовершеннолетнего могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности оборудования, а также убираемых материалов, мусора и др.;
— падение с высоты;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— монотонность труда.
1.10. Несовершеннолетний извещает своего непосредственного руководителя (учителя, завхоза и пр.) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья.
1.11. Принимать пищу только в специально отведенном для этой цели месте. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
1.12. Для питья следует употреблять воду из кулеров, оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.
1.13. При переходе мест проезда автотранспорта необходимо:
— соблюдать правила дорожного движения для пешеходов;
— увидев движущийся навстречу транспорт, встать в безопасное место и уступить дорогу;
— быть внимательным к сигналам, подаваемым водителями транспортных средств, и выполнять их.
1.14. Лица, нарушающие требования инструкции по охране труда, привлекаются администрацией к ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и действующим законодательством РФ.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты, надеть их и спецодежду, а также спецобувь, привести все в порядок.
2.2. Застегнуть спецодежду на все пуговицы, не допуская свободно свисающих концов одежды, волосы убрать под головной убор. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы, не закатывать рукава.
2.3. Получить задание от руководителя (завхоза, учителя и пр.) на выполнение работы и инструктаж об условиях ее выполнения.
2.4. Проверить наличие и исправность оборудования, инструмента (инвентаря), приспособлений, тары, удобно разместить их.
2.5. Перед применением пылесоса или других электрических машин для уборки проверить:
— отсутствие трещин и сколов на корпусах розеток и выключателей, а также отсутствие оголенных контактов;
— надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств оборудования;
— наличие и надежность заземляющих соединений;
— целостность изоляции электропроводов и питающих шнуров оборудования, исправность предохранительных устройств;
— соответствие величин напряжения сети и используемого оборудования.
2.6. Проверить наличие и достаточность моющих средств, обтирочного материала, тряпок. Убедиться в отсутствии в них колющих и режущих предметов.
2.7. В качестве моющих средств разрешается использовать только безопасные моющие средства, не имеющие в своем составе хлор и иные вещества, негативно воздействующие на человека.
2.8. Подготовить рабочее место для безопасной работы:
— произвести его осмотр, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы;
— проверить подходы к рабочему месту, пути эвакуации на соответствие требованиям охраны труда;
— проверить пробным включением исправность кранов горячей и холодной воды;
— проверить наличие противопожарных средств, аптечки;
— установить последовательность выполнения операций.
2.9. Проверить внешним осмотром:
— достаточность освещения рабочего места.
— состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, луж и др.).
2.10. Обо всех обнаруженных неисправностях и неполадках сообщить своему непосредственному руководителю (учителю, завхозу и пр.) и приступить к работе только после их устранения.
2.11. Несовершеннолетнему не следует приступать к работе при наличии следующих нарушений требований охраны труда:
— при наличии неисправностей, указанных в руководстве по эксплуатации завода — изготовителя оборудования, инструмента (инвентаря), при которых не допускается их применение;
— при отсутствии или неисправности средств индивидуальной защиты;
— при отсутствии противопожарных средств, аптечки;
— при недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему;
— при отсутствии постоянного контроля со стороны лица, ответственного за безопасное проведение работ;
— без прохождения инструктажа на производство работ.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен лицом, ответственным за безопасное проведение работ (учителем, завхозом и пр.).
3.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент (инвентарь), приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.4. Следить за состоянием оборудования, инструмента (инвентаря), периодически проводить их визуальный осмотр с целью выявления неисправностей, повреждений и др.
3.5. При обнаружении поломок, неисправностей, других нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, и возникновении угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности несовершеннолетнему следует сообщить об этом руководителю.
3.6. Не приступать к работе до устранения выявленных нарушений.
3.7. Правильно выполнять приемы работы при уборке помещений школы.
3.8. Подключение электроприборов (пылесоса и т.п.) к сети производить при помощи штепсельной розетки заводского изготовления.
3.9. Отключать приборы при:
— перерывах в работе или в подаче электроэнергии;
— снятии с пылесоса пылесборника;
— появлении постороннего шума, запаха гари;
— отсутствии или неисправности защитного заземления;
— нечеткой работе выключателя;
— неисправности предохранительных и блокировочных устройств, крепежных устройств, ограждений и других средств защиты;
— повреждении штепсельного соединения, изоляции кабеля;
— при открытых токоведущих частях;
— появлении на корпусе оборудования ощутимого электрического тока;
— поломке или появлении трещин в корпусе машины (прибора).
3.10. Подметание полов осуществлять щеткой или веником. Для уменьшения выделения пыли производить их предварительное опрыскивание.
3.11. Удаление травмоопасных предметов (гвозди, битое стекло) выполнять, используя щетку и совок.
3.12. Мусор с острыми краями собирать только в рукавицах. Во избежание порезов не уплотнять его в корзине или урне руками.
3.13. Мытье полов производить ветошью с применением швабры, выжимать разрешается только промытую ветошь. Вымытые полы следует вытирать насухо.
3.14. Горячую воду набирать только в исправные ведра, при этом наполнять ведро следует не более чем на три четверти от его вместимости.
3.15. При переноске ведра избегать расплескивания его содержимого, соблюдать нормы переноски тяжестей вручную:
— для юношей: 14-15 лет – 3 кг, 16-17 лет – 4 кг;
— для девушек: 14-15 лет – 2 кг, 16-17 лет – 3 кг.
3.16. При работе с моющими средствами применять резиновые перчатки.
3.17. Использовать только сертифицированные моющие средства, не допускать их попадания на кожу, в глаза, нос, рот и пр.
3.18. Перед протиркой и мытьем дверей, панелей, стен проверять отсутствие в них гвоздей, штырей.
3.19. При применении воды для удаления пыли со стен, окон и конструкций отключать электрические устройства от сети.
3.20. При уборке окон убедиться в прочности крепления рам и стекол, работы вести, стоя на лестнице-стремянке в присутствии лица, ответственного за безопасное проведение работ.
3.21. Перед использованием лестниц-стремянок проверить:
— наличие даты их последнего испытания;
— наличие и исправность устройств, исключающих возможность самопроизвольного раздвижения, скольжения;
— прочность, устойчивость лестницы, отсутствие заусенцев.
3.22. Работы на высоте выше 1,8 м запрещаются.
3.23. Перед тем как передвигать столы (парты) и другую мебель, убирать с их поверхности предметы, которые могут упасть.
3.24. Поверхность столов (парт) обрабатывать ручной щеткой, после чего протирать слегка влажной тряпкой. При уборке столов (парт) следить, чтобы на них не было острых предметов.
3.25. В компьютерном классе, иных помещениях следить за тем, чтобы не зацепить свисающие электрические, сетевые, телефонные провода.
3.26. Протирать настольные электрические лампы, компьютеры, принтеры и пр., предварительно отключив их от сети. При этом вилку из розетки следует вынимать, держась за ее корпус, а не за провод.
3.27. Расположенные в помещении розетки, выключатели протирать только сухой ветошью.
3.28. При производстве работ правильно применять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.
3.29. Быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами.
3.30. При совместной работе согласовывать свои действия с действиями других работников.
3.31. Заметив нарушение требований охраны труда другим работником, несовершеннолетнему следует предупредить его о необходимости их соблюдения.
3.32. В течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения подходов к рабочему месту, пользоваться только установленными проходами.
3.33. Выполнять санитарные нормы и соблюдать режимы работы и отдыха.
3.34. Соблюдать установленные режимом рабочего времени, регламентированные перерывы в работе.
3.35. Соблюдать правила пожарной безопасности, требования настоящей инструкции, др. локальных нормативных актов, регламентирующие порядок организации работ по охране труда в школе.
3.36. Строго выполнять в установленные сроки приказы и распоряжения руководства школы, лиц, ответственных за безопасное проведение работ.
3.37. При выполнении работ несовершеннолетнему запрещается:
— выполнять работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
— выполнять работы в ночное время, а также в выходные и нерабочие праздничные дни;
— заниматься уборкой более 4 часов в день;
— производить влажную уборку розеток, выключателей, электропроводки;
— класть тряпки, ветошь или какие-либо предметы на электрооборудование;
— прикасаться тряпкой или руками к открытым и неогражденным токоведущим частям оборудования, а также к оголенным и с поврежденной изоляцией проводам;
— мыть и протирать окна при наличии битых стекол, непрочных и неисправных переплетов или стоя на отливе подоконника;
— использовать для работы на высоте стулья, столы, иные предметы;
— ставить какие-либо предметы на шкафы;
— оставлять без присмотра включенные в сеть уборочные машины и другие электроприборы;
— пользоваться неисправным оборудованием, оборудованием, обращению с которыми он не обучен;
— разрешать пользоваться оборудованием посторонним неподготовленным лицам;
— производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования, инвентаря, приспособлений. Ремонт должен проводить специалист;
— производить работы без применения необходимых СИЗ;
— принимать пищу и напитки в процессе производства работ.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.
4.2. При обнаружении неисправностей оборудования, инструмента, приспособлений, а также при возникновении иных условий, угрожающих жизни и здоровью работников, несовершеннолетнему следует прекратить работу и сообщить о них лицу, ответственному за безопасное проведение работ.
4.3. Несовершеннолетний должен немедленно прекратить эксплуатацию оборудования с появлением неисправностей, указанных в руководстве по эксплуатации завода-изготовителя.
4.4. При возгорании необходимо:
— прекратить работу;
— отключить электрооборудование;
— вызвать пожарную бригаду по телефону 101;
— сообщить руководству (лицу, ответственному за безопасное проведение работ, — учителю, завхозу);
— покинуть опасную зону.
4.5. В случае получения травмы или ухудшения самочувствия несовершеннолетний должен прекратить работу, поставить в известность руководителя и обратиться в медпункт (вызвать городскую скорую помощь по телефону 103).
4.6. Если произошел несчастный случай, очевидцем которого стал несовершеннолетний, ему следует:
— прекратить работу;
— немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю;
— немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны;
— оказать пострадавшему первую помощь,
— вызвать врача или городскую скорую помощь;
4.7. Оказывая помощь пострадавшему при переломах костей, ушибах, растяжениях, надо обеспечить неподвижность поврежденной части тела с помощью наложения тугой повязки (шины), приложить холод. При открытых переломах необходимо сначала наложить повязку и только затем — шину.
4.8. При наличии ран необходимо наложить повязку, при артериальном кровотечении — наложить жгут.
4.9. При поражении электрическим током необходимо отключить источник тока; нельзя касаться пострадавшего, находящегося под действием тока, руками; вызвать городскую скорую помощь по телефону 103; при отсутствии пульса провести непрямой массаж сердца и сделать искусственное дыхание; сообщить руководству (лицу, ответственному за безопасное проведение работ, — учителю, завхозу).
4.10. При расследовании обстоятельств и причин несчастного случая сообщить комиссии все известные сведения о происшедшем несчастном случае.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Отключить электрооборудование от сети, убрать его в постоянное место хранения.
5.2. Осмотреть и привести в порядок рабочее место.
5.3. Инструмент (инвентарь), приспособления очистить от пыли и убрать в предназначенные для их хранения места.
5.4. Проверить плотность закрытия емкостей с моющими средствами, убрать их в специально отведенное место.
5.5. Снять спецодежду. Загрязненную спецодежду необходимо сдать в стирку.
5.6. Тщательно вымыть с мылом руки и лицо или принять душ.
5.7. Доложить руководству (лицу, ответственному за безопасное проведение работ, — учителю, завхозу) обо всех нарушениях производственного процесса, требований охраны труда, случаях травматизма на производстве.
|