Вітаю Вас Гість | RSS

Інструкції з охорони праці

Понеділок, 23.12.2024, 18:17
Головна » Статті » Мої статті

Инструкция по охране труда для персонала, выполняющего работы на электропогрузчике, электроштабелере, электротележке.
1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция предназначена для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами: электропогрузчиками, электроштабелерами, электротележками (далее-погрузчиками).
1.2. Выполнение требований настоящей Инструкции является необходимым условием обеспечения безопасности труда лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми, которые не подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора. (В дальнейшем тексте - лица, пользующиеся грузоподъемными машинами.)
1.3. К работе на погрузчике допускаются лица не моложе 18 лет из числа рабочих основных профессий, прошедшие предварительный медицинский осмотр, обученные по специальной программе, имеющие достаточную квалификацию, которые способны в любой ситуации справиться с управлением машиной, умеют плавно останавливаться и начинать движение, поднимать грузы и наклонять мачту, а также прошедшие первичный инструктаж на рабочем месте, и стажировку – 12 рабочих смен.
1.4. Инструктаж по безопасному управлению погрузчиком, проводится лицом, ответственным за безопасное производство работ.
1.5. В соответствии с требованиями действующих "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" повторный инструктаж на рабочем месте лиц обслуживающего персонала должна проводиться:
•    периодически - не реже одного раза в 3 мес.;
•    при переходе указанных лиц с одного предприятия на другое;
•    по требованию лица, ответственного за безопасное производство работ, или инженерно-технического работника по надзору за грузоподъемными машинами.
Результаты повторных инструктажей на рабочем месте, оформляются записью в журнале инструктажа на рабочем месте.
1.6. Лица, пользующиеся погрузчиками, должны:
•    знать настоящую Инструкцию, а также инструкцию завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации обслуживаемых грузоподъемных машин;
•    иметь понятие об устройстве обслуживаемых грузоподъемных машин и знать их грузоподъемность;
•    знать правила безопасного перемещения грузов грузоподъемными машинами;
•    знать приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания пострадавшим первой помощи;
•    знать правила складирования грузов.
1.7. В процессе работы на работающего возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: движущихся машин и механизмов, перемещаемых и складируемых грузов, повышенной запыленности воздуха рабочей зоны, микроклимата, опасного напряжения в электрической цепи, неогражденных движущихся или вращающихся элементов оборудования.
1.8. Работающие на грузоподъемных машинах должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:
•    комбинезон хлопчатобумажный;
•    галоши диэлектрические;
•    перчатки диэлектрические.
На наружных работах зимой дополнительно:
•    куртка на утепляющей прокладке;
•    брюки на утепляющей прокладке;
•    валенки.
1.9. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ необходимо строго соблюдать принятую технологию перевозки грузов. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности.
1.10. Не допускается эксплуатировать неисправные грузоподъемные машины. Ответственность за работу на неисправных грузоподъемных машинах наряду с лицами, ответственными за содержание их в исправном состоянии, несет рабочий, пользующийся грузоподъемной машиной.
1.11. Необходимо строго соблюдать периодичность технических уходов за грузоподъемной машиной. Не реже одного раза в три года проводятся статические и динамические испытания грузоподъемных машин.
В соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" статическое испытание грузоподъемной машины производится нагрузкой, масса которой на 25% превышает ее грузоподъемность, и имеет целью проверку прочности оборудования в целом и его отдельных элементов.
Динамическое испытание производится грузом, масса которого на 10% превышает грузоподъемность машины, и имеет целью проверки исправности механизмов грузоподъемной машины и их тормозов.
1.12. Лицам, пользующимся погрузчиками, запрещается самостоятельно обслуживать и ремонтировать электрооборудование. Допуск к обслуживанию и ремонту электрооборудования грузоподъемной машины может производиться лишь с разрешения ответственного за эксплуатацию электрооборудования.
1.13. При несчастном случае лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, должно обратиться за медицинской помощью и сообщить о происшедшем руководителю данного участка или администрации предприятия.
1.14. Для перемещения грузов следует использовать приспособления, предназначенные для перемещения определенного вида груза.
1.15. Не допускается привлекать к использованию грузоподъемной машины грузопоставщиков и других посторонних лиц, а также находиться посторонним лицам в зоне работы грузоподъемных машин.
1.16. К техническому обслуживанию и ремонту погрузчика, допускаются только квалифицированные специалисты.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы оператор, пользующийся грузоподъемной машиной, должен:
•    правильно надеть полагающуюся по нормам и находящуюся в исправном состоянии спецодежду, спецобувь, а при необходимости - средства индивидуальной защиты,
•    получить инструктаж о правилах, порядке, месте складирования и габаритах грузов, подлежащих грузопереработке;
•    проверить соответствие рабочего места водителя следующим требованиям: сиденье и спинка сиденья не должны иметь рваных мест, выступающих пружин, провалов, острых углов;
•    произвести внешний осмотр механизмов грузоподъемной машины, грузозахватных приспособлений, убедиться в их исправности и наличии на них клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности;
•    проверить исправность тары и наличие на ней номера, надписей о ее назначении, собственной и предельной массе груза, для транспортировки которого она предназначена;
•    проверить наличие и исправность осветительных приборов в зоне действия грузоподъемной машины. При недостаточном освещении следует сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ.
2.2. Перед началом работы необходимо осмотреть грузоподъемную машину, проверить:
•    наличие на погрузчике заряженного и работоспособного огнетушителя;
•    аккумуляторные батареи полностью ли заряжены и надежно закреплены на погрузчике, уровень электролита в банках аккумулятора соответствует норме, а вентиляционные отверстия пробок аккумуляторных банок не засорены;
•    проложенные снаружи электрические провода полностью защищены специальной оболочкой;
•    колесные диски и шины не изношены и не повреждены;
•    давление в пневматических шинах соответствует норме;
•    вилы не погнуты и не имеют трещин;
•    стопорные приспособления находятся в хорошем рабочем состоянии;
•    зубья звездочек подъемных цепей не поломаны и не изношены;
•    опорные штифты цепи не изношены, не погнуты и крепление их не ослабло;
•    под машиной нет влажных или масляных пятен, нигде не заметно капель, свидетельствующих об утечке масел и жидкостей;
•    гидравлические шланги надежно закреплены, не прослаблены, не замяты, не изношены и не трутся о соседние детали.
•    звуковой сигнал работает, звук громкий и хорошо слышен, несмотря на окружающий шум или шум работающего двигателя, а прочие предупреждающие приборы погрузчика исправны;
•    педаль рабочего тормоза не «проваливается», погрузчик останавливается плавно;
•    стояночный тормоз удерживает погрузчик на месте при легком нажатии на педаль акселератора;
•    тормозная система, срабатывающая при отсутствии оператора на рабочем месте, останавливает машину, как только оператор приподнимается с сиденья;
•    сцепление и механизм переключения передач работают удовлетворительно, переключение происходит плавно, без рывков;
•    все контрольные лампы, индикаторы и указатели панели приборов исправны;
•    рулевое управление работает легко и ровно;
•    грузоподъемный механизм работает плавно (его следует проверить, подняв вилы на максимальную высоту и затем полностью опустив их), вилы перемещаются без рывков и надежно удерживаются в заданном положении;
•    механизм наклона грузоподъемника работает удовлетворительно (его работу проверяют, полностью наклонив мачту вперед и назад);
•    при работе машины не слышно никаких необычных звуков;
•     отсутствие заедания кнопок управления в гнездах;
2.3. При осмотре грузоподъемной машины при необходимости можно пользоваться переносной лампой напряжением не свыше 42 В.
2.4. Оператор, обслуживающий электропогрузчик, не должен приступать к работе на машине при наличии следующих неисправностей:
•    трещины или деформации в металлоконструкций;
•    повреждения деталей тормоза механизма подъема груза;
•    отсутствует ограждение механизмов или неизолированных токоведущих частей электрооборудования;
•    отсутствует или повреждено заземление;
•    редукторы тормоза, тормозные шкивы, электродвигатель или другое оборудование машины не укреплены и смещаются при работе механизмов;изоляция электропроводки повреждена, заземляющая проводка оборвана;
2.5. При обнаружении какой-либо неисправности грузоподъемной машины (электрооборудования) или грузозахватного приспособления, а также по истечении срока очередного испытания о ней необходимо немедленно сообщить лицу, ответственному за безопасное производство работ, и без его указаний к работе не приступать.
2.6. Прежде, чем приступить к работе на погрузчике, оператору необходимо удостовериться в отсутствии:
•    препятствий и массивных предметов на полу в пределах рабочей зоны, которые могут стать возможной причиной аварии при наезде на них вилочного погрузчика;
•    опасных препятствий над машиной или предметов, свисающих с потолка или стен помещения;
•    препятствий или массивных предметов вблизи погрузчика, которые могут помешать выехать ему с места стоянки.
2.7. Не выезжать на линию без разрешения администрации, путевого листа и прав на управление электропогрузчиком, электроштабелером, электротележкой.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Не допускается производить подъем груза, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность машины.
3.2. Груз должен быть захвачен таким образом, чтобы во время его подъема и перемещения погрузчика исключалась возможность падения его частей (узлов, деталей, запчастей) и обеспечивалось его устойчивое положение.
3.3. При работе на погрузчике следует быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и не отвлекать других.
3.4. При внезапном прекращении электропитания или сильном падении напряжения лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, обязано отключить рубильник, не допускать присутствия людей в зоне работы погрузчика.
3.5. В случае аварии или несчастного случая необходимо остановить погрузчик и прекратить работы до прихода лица, ответственного за безопасное производство работ.
3.6. Подъем и опускание груза, а также передвижение погрузчика должно быть плавным, без рывков и толчков.
3.7. Перемещение грузов в зоне, где находятся люди, можно производить только после получения письменного распоряжения руководства и под контролем лица, ответственного за безопасное производство работ.
3.8. Груз нужно укладывать равномерно, без нарушения установленных для складирования грузов габаритов.
3.9. Лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, должно внимательно следить за канатами и обязано приостановить работу грузоподъемной машины в случае сползания каната с барабана, образования петель и при обнаружении их повреждения.
3.10. При подъеме и опускании груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, должно предварительно убедиться в отсутствии людей между поднимаемым грузом и указанными частями здания, оборудованием и другими предметами.
3.11. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ оператор, пользующееся грузоподъемной машиной, обязан:
•    не допускать к погрузке и перемещению грузов посторонних лиц;
•    не перемещать груз волоком;
•    не поднимать погрузчиком предметы, не имеющие маркировки массы и поврежденные петли, а также груз, находящийся в неустойчивом положении и в таре, заполненной выше бортов;
•    не выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз массой своего тела;
•    не передвигать грузоподъемную машину, если ширина между штабелями груза и выступающими частями грузоподъемной машины менее 700мм;
•    не чистить и не смазывать механизмы во время их работы;
•    не работать без защитных кожухов на механизмах и электрооборудовании;
•    не оставлять мачту подъемника в поднятом состоянии состоянии, при невозможности опустить груз принять меры к ограждению места нахождения груза.
•    Подавать предупредительный звуковой сигнал при:
- движении с места вперед или назад;
- изменении направления движения;
- заезда в ворота, двери помещений и лифтовых кабин;
- встрече с механизированным транспортом;
- поворотах, переезде рельсовых путей;
- во всех случаях, когда имеется опасность наезда на человека (выезде из-за угла здания или колонны, мимо дверей и т.д.);
- встрече с пешеходами на пути движения, находясь на расстоянии не менее 5м от них. Если пешеходы не сходят с дороги — остановиться;
- расстоянии не менее чем за 5м до обгоняемого медленно движущегося транспорта, грузовых тележек. Не обгонять настигаемый транспорт, если он не уступает дороги.
При движении в зданиях с повышенным уровнем шума подавать прерывистые сигналы.
3.12. Замедлять движение при неисправностях дороги; не производить работ в местах, где вследствие неисправности полов или загромождения проездов создается угроза безопасности движения.
3.13. Объезжать на расстоянии не ближе 1м переносные лестницы и другие приспособления и устройства с работающими на них людьми. Прекратить движение, если ширина проезда недостаточна для объезда работников, и потребовать удаления их с проезда. При проезде мимо оборудования и дверей не приближаться к ним ближе, чем на 0,5м.
3.14. Необходимо прекратить работу грузоподъемной машины в случаях: поломки механизмов или металлоконструкции; недостаточной освещенности зоны работы.
3.15. После ремонта грузоподъемной машины допускается приступить к работе на ней только при наличии письменного разрешения ответственного за эксплуатацию грузоподъемных машин, ответственного за содержание грузоподъемной машины в исправном состоянии, и если она зарегистрирована в вахтенном журнале.
3.16. Укладку и разборку грузов следует производить, не нарушая установленных габаритов штабелей.
3.17. Проверять соблюдение правил укладки перевозимых грузов:
•    При погрузке навалом груз должен быть плотно перевязан на паллете  упаковочной пленкой
•    Ящики, бочки и другие штучные грузы должны быть уложены плотно, без промежутков, а также перевязаны между собой таким образом,  чтобы при движении (резком торможении, трогании с места, поворотах) они не могли перемещаться на паллете. При наличии промежутков между местами груза вставлять прочные деревянные прокладки и распорки;
•    Банки, бочки с жидким грузом устанавливать пробками вверх;
•    Пылящие грузы при перевозке в открытой таре должны быть накрыты для предохранения от распыления;
•    стеклянную тару с жидкостями устанавливать вертикально. При погрузке стеклянной тары в два ряда применять прочные прокладки, предохраняющие нижний ряд от разбивания во время перевозки;
3.18. Въезд на уклон осуществлять на малой скорости и под прямым углом.
3.19. При движении за идущим впереди транспортом находиться от него на расстоянии не менее 10 м.
3.20. При аварийной остановке погрузчика на наклонной площадке поставить под колеса тормозные клинья.
3.21. Буксировать неисправный погрузчик только при помощи специальных приспособлений, предупредив об этом администрацию предприятия. Не перемещать неисправную погрузчик ударами или нажимом исправной техники.
3.22. При перемещении длинномерных грузов лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, должно соблюдать выполнение следующих требований:
•    с целью обеспечения равновесия при подъеме длинномерных грузов строповка их должна производиться не менее чем двумя стропами;
•    строповка длинномерных грузов с гладкой поверхностью (труб, столбов) должна производиться с применением деревянных прокладок, предназначенных для предохранения от выскальзывания единичных грузов;
•    если в момент подъема груза произойдет отцепка или сдвиг строп, то необходимо немедленно прекратить подъем и опустить груз для повторной строповки.
3.23. При опускании груза необходимо предварительно осмотреть место, на которое груз должен быть уложен, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания его.
3.24. Правила безопасности при движении на погрузчике:
Во время движения запрещается высовывать из кабины погрузчика руки, ноги или голову;
Вилы должны быть опущены как можно ниже, а мачта до отказа наклонена назад;
Водитель обязан строго выполнять требования безопасности движения, соблюдать требования указателей, снижать скорость перед поворотом, предупреждать о своем движении звуковым сигналом;
Водитель должен следить за тем, чтобы не зацепить при маневрировании кого-либо/ что-либо задней частью погрузчика или грузом. Если груз закрывает обзор, следует медленно двигаться задним ходом.
Во время движения необходимо внимательно следить за обстановкой на пути следования погрузчика, не отвлекаясь и не оглядываясь по сторонам.
Следует избегать движения по участкам трассы, где разлито масло или другие жидкости, рассыпан гравий, песок и иные сыпучие материалы, объезжать ямы и выбоины, люки.
Если люди или самоходная техника пересекают траекторию движения погрузчика, следует остановиться и пропустить их, при этом надо опустить вилы с грузом на пол и подождать, пока проезд не освободится.
3.19. Правила безопасности, при перемещении на подъемах и спусках:
•    При движении на уклоне (не важно – вверх или вниз) погрузчик надо развернуть так, чтобы вилы были направлены вниз по уклону, если на них нет груза, или вверх по уклону, если на них лежит груз.
•    Запрещается выполнять развороты на уклоне, можно разворачивать погрузчик только на горизонтальной площадке!
3.20. Правила установки грузов:
•    Оператор, обслуживающий грузоподъемную машину, должен знать грузоподъемность погрузчика и величину допустимой нагрузки на вилы. Категорически запрещается превышать эти величины.
•     Груз должен быть размещен таким образом, чтобы его центр тяжести находился вблизи места, рекомендованного в паспорте машины.
•    Не допускается утяжелять противовес машины для того, чтобы компенсировать превышение грузоподъемности.
•    Следует располагать груз как можно ближе к передним колесам в целях сохранения устойчивости машины.
3.21. Правила подъема и перемещения паллет:
•    Запрещается поднимать и опускать вилы с грузом до тех пор, пока погрузчик не будет остановлен и поставлен на тормоз.
•     Не следует поднимать груз выше мачты, если существует вероятность того, что он целиком или частично может соскользнуть и упасть вниз.
•    Прежде чем поднимать груз, надо убедиться, что над погрузчиком достаточно места для нормальной работы. Груз всегда должен находиться на безопасном расстоянии от натянутых сверху электрических проводов, если они есть. Его следует поднимать вертикально вверх, а затем немного наклонить мачту назад.
•    Необходимо внимательно следить, чтобы груз не задел находящиеся рядом грузы или иные предметы и препятствия.
•    Поставив груз на место, нельзя давать задний ход до тех пор, пока не убедитесь, что вилы полностью свободны.
•    Когда груз поднят, устойчивость погрузчика снижается, и в этом случае оператору запрещено покидать рабочее место.
•    Запрещается открывать ворота, нажимая на них электропогрузчиком или перевозимым грузом;
•    Запрещается транспортировать груз, закрывающий обзорность пути, производить ремонт загруженного погрузчика;
•    Не допускается, чтобы люди стояли или проходили под поднятыми вилами, даже если на них ничего нет.
•    Перед тем как завести вилы в паллету, надо убедиться, что они расположены ровно и опущены достаточно низко; мачта при этом должна располагаться вертикально, а вилы войти под груз на всю длину.
•    Запрещается использовать вилы погрузчика, а также поднятую на вилах погрузчика паллету в качестве импровизированной рабочей платформы для подъема людей.
3.23. Стоянка. Оставлять погрузчик можно только в предназначенном для стоянки месте. Если машину оставляют без присмотра, надо включить стояночный тормоз, опустить вилы или груз на пол, установить в нейтральное положение органы управления и выключить зажигание. Запрещается оставлять ключи в замке зажигания!
3.24. Обслуживание и уход за грузоподъемными машинами
3.24.1. Оператор, эксплуатирующий грузоподъемную машину, обязан:
•    следить за исправным состоянием всех механизмов, исправностью механизма подъема груза, температурой нагрева электродвигателей погрузчика, которая не должна превышать 45°С, за четкой работой тормозов механизма подъема и тележки;
•    проверять при ежесменном осмотре состояние всех болтовых соединений, смазочных устройств и креплений;
•    хранить инструмент в предназначенных для этой цели местах;
•    знать сроки и результаты проведения технического обслуживания грузоподъемной машины.
3.24.2. Смазка всех трущихся поверхностей механизмов грузоподъемной машины производится в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, при этом должны выполняться следующие требования:
•    количество смазочных и обтирочных материалов не должно превышать сменной потребности;
•    хранить смазочный материал следует в закрытой посуде (бидонах, шприцах, масленках), а обтирочный материал - в металлической посуде;
•    смазывать детали во время работы грузоподъемной машины не допускается.
3.24.3. В случае возникновения неисправностей механизмов во время работы необходимо немедленно прекратить работу и подать заявку на ремонт. Другие виды ремонта грузоподъемной машины осуществляются в сроки, установленные администрацией предприятия.
3.24.4. При осмотре электрооборудования грузоподъемная машина должна быть обесточена, рубильник выключен.
3.24.5. Приступать к работе на грузоподъемной машине после любого ремонта или технического обслуживания можно только в присутствии лица, ответственного за содержание грузоподъемной машины в исправном состоянии.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае возникновения аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, оператор, пользующийся грузоподъемной машиной обязан:
•    приостановить подъем и перемещение груза;
•    опустить груз, а если это не представляется возможным, принять меры к ограждению места нахождения груза;
•    выключить рубильник;
•    поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ.
4.2. При несчастном случае необходимо:
•    принять меры к освобождению пострадавшего от действия травмирующего объекта;
•    оказать пострадавшему первую помощь в зависимости от вида травм;
•    поставить в известность о случившемся руководство и принять меры к эвакуации пострадавшего в лечебное учреждение.
4.3. При возникновении пожара:
•    приостановить дальнейшее проведение работ;
•    опустить груз;
•    отключить грузоподъемную машину и общий рубильник;
•    вызвать пожарную команду и сообщить руководству предприятия;
•    принять меры к тушению пожара имеющимися на участке средствами тушения.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. По окончании работы оператор, эксплуатирующий погрузчик, обязан:
•    освободить от груза вилы погрузчика;
•    зафиксировать вилы погрузчика в нижнем положении и поставить грузоподъемную машину в установленное для стоянки место;
•    осмотреть и очистить погрузчик от пыли и грязи. Подготовить его к следующему рабочему дню. Убрать (при необходимости) грузозахватные приспособления на места хранения;
•    сделать запись в вахтенном журнале о состоянии машины и возникших в процессе работы неисправностях.
5.2. Отключить аккумулятор, слить воду из системы охлаждения двигателя автотележки, вынуть и сдать ключи от электрического замка (замка зажигания) ответственному лицу.
5.3. Лица, виновные в нарушении настоящей Инструкции, несут ответственность в установленном действующим законодательством порядке.



Инструкцию разработал:

Согласовано:
С инструкцией ознакомлен:



Категорія: Мої статті | Додав: ohranatruda (31.03.2013)
Переглядів: 7166 | Теги: электропогрузчик, электротележка, электроштабелер, Погрузочно-разгрузочные работы | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

До уваги користувачів! Вся інформація взята з відкритих джерел, призначена виключно для приватного використання, з метою самоосвіти користувачів ресурсу. Дана інформація не призначена для комерційного використання! Ні власник сайту, ні хостинг-провайдер, ні будь-які інші фізичні або юридичні особи не можуть нести ніякої відповідальності за будь-яке використання матеріалів даного сайту. Відвідуючи цей сайт користувач підтверджує свою повну згоду з усіма вище викладеними умовами використання інформації.
!

Реферати з ЦО, БЖД, охорони праці