Инструкция по охране труда для водителя при перевозке опасных грузов
Инструкции по охране труда для водителя при перевозке опасных грузов подготовлена на основе СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда», содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда - ТОИ Р-15-031-97, с учетом требований действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, указанных в Приложении 1 <*> и предназначена для водителя при перевозке опасных грузов (далее - водителя) при выполнении им работ согласно профессии и квалификации. -------------------------------- <*> Дополнительно - ПОТ РМ-027-2003. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте. Утверждены Постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28.
1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая инструкция устанавливает порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов, населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования. 1.2. К опасным грузам относятся: • взрывчатые материалы; • сжатые газы; • ЛВЖ И ГЖ; • ядовитые вещества; • радиоактивные материалы; • едкие коррозионные материалы. 1.3. На перевозку опасных грузов должна иметься лицензия. 1.4. При перевозке особо опасных грузов грузополучатель и отправитель должны получить разрешение от органов внутренних дел. 1.5. Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, на партию грузов, но не более, чем на 6 месяцев. Перевозка особо опасных грузов допускается при надлежащей охране. 1.6. За подбор лиц, сопровождающих опасный груз, его инструктаж несут ответственность руководители организаций. 1.7. В обязанности ответственного входят: • охрана перевозимого груза; • инструктаж сотрудников охраны; • соблюдение правил безопасности при движении груза; • сдача грузов по прибытии. 1.8. Маршрут перевозки не должен проходить через крупные населенные пункты, зоны отдыха, большие промышленные предприятия, природные заповедники. 1.9. Маршрут движения должен быть согласован с работниками ГИБДД. 1.10. К работе в качестве водителя для перевозки опасных грузов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение и инструктаж на право работы, а также имеющие I квалификационную группу по электробезопасности. 1.11. Компоновка автотранспорта для перевозки ЛВЖ И ГЖ должна отвечать следующим требованиям: • конструкция должна обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала; • должны иметь устройства для отвода статического электричества при их заливе (сливе) и в движении; • выпускная труба двигателя автоцистерны должна быть вынесена в правую сторону вперед. К конструкция выпускной трубы должна обеспечивать возможность установки потребителем искрогасителя; • комплектуют средствами пожаротушения (два порошковых огнетушителя); • должны быть размещены два знака «опасность», мигающий фонарь красного цвета, кошма, емкость для песка массой 25кг; • на боковых сторонах и сзади должна иметься надпись «огнеопасно»; • присоединительные устройства рукавов должны быть изготовлены из материалов, не создающих искрения при ударах; • электропроводку, находящуюся в зоне цистерны прокладывают в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты; • должны быть таблицы с краткой инструкцией по эксплуатации и техники безопасности, а также предупредительные надписи, принципиальные гидравлические и кинематические схемы; • с левой стороны (по ходу движения) должна быть табличка с предупреждающей надписью: «при наливе и сливе топлива автоцистерна должна быть заземлена»; • должны быть установлены опознавательные знаки (опасный груз) ввиде прямоугольника размером 690×300 мм, правая часть которого размером 400×300 мм окрашена в оранжевый, а левая в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 см; • для удобства работы обслуживающего персонала автотранспорт должен быть оборудована лестницами и площадками; • должен быть оборудован устройством для хранения рукавов во время передвижения, ящиками для укладки запасных частей, специнструмента и принадлежностей; • для предотвращения повышения давления в цистерне должно применяться дыхательное устройство; • рукава для топлива должны быть маслобензостойкими и антистатическими.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Перед выездом водитель автотранспорта для перевозки опасных грузов должен пройти в организации медицинский контроль на выявление в организме наркотических веществ и алкоголя, а также общего физического состояния, пройти дополнительный инструктаж и ознакомиться с маршрутом движения. 2.2. Администрация не имеет права заставлять водителя, а водитель не имеет права выезжать на автомобиле, если техническое состояние автотранспорта не отвечает техническим условиям, правилам техники безопасности и правилам дорожного движения. 2.3. Перед выпуском водителя автотранспорта для перевозки опасных грузов механик гаража обязан проверить техническое состояние машины, наличие средств тушения пожара, исправность фонаря-мигалки, устройство для отвода статического электричества, знаков безопасности, а также прохождение водителем медицинского освидетельствования. 2.4. Водитель автотранспорта должен перед выездом проверить техническое состояние в частности: • исправность двигателя; • тормозов; • рулевое управление; • фары; • стоп-сигнал; • указатели поворотов; • звуковой сигнал; • отсутствие подтекания масла, воды, топлива; • устройство для отвода статического электричества; • состояние глушителя, который должен быть выведен вперед; • исправность фонаря-мигалки; • наличие знаков безопасности; • наличие не менее 2-х огнетушителей; • приспособления для крепления шлангов; • крепление болтов карданного вала. Кроме того, проверить заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторных батареях. 2.5. Исправность автотранспорта перед выездом на маршрут водитель подтверждает подписью в путевом листе.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Пуск двигателя производить при помощи стартера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях. При этом необходимо соблюдать следующие правила: • не включая зажигания, провернуть коленвал, убедиться, что рычаг коробки передач находится в рабочем состоянии. Затем включить зажигание. Пусковую рукоятку проворачивать по кругу снизу вверх, не брать рукоятку «в обхват». При запуске двигателя с ручной регулировкой опережение зажигания устанавливать позднее зажигания. Посторонних лиц к запуску не допускать. 3.2. Контроль за погрузочно-разгрузочными работами опасных грузов возлагаются на ИТР-представителя грузополучателя. 3.3. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами должны проводиться на специально оборудованных постах. 3.4. Перемещение бочек с опасными грузами могут осуществляться только по специально устроенными трапам, настилам. 3.5. При перевозки опасных грузов колонной должны соблюдаться следующие требования: • дистанция между автомобилями должна быть не менее 50 м; • в горных условиях – не менее 300 м; • при видимости менее 300 м перевозка опасных грузов запрещена. 3.6. При перевозке особо опасных грузов стоянка автомашин в населенных пунктах запрещена. 3.7. При перевозке особо опасных грузов колонной из 5 машин, должна быть в колонне резервная машина. 3.8. Перевозка и очистка тары производится в том же порядке, что и перевозка опасного груза. 3.9. Операции по переливу, приему и отпуску этилированного бензина должны быть механизированы. 3.10. Водитель бензовоза должен находиться с наветренной стороны при отключенном двигателе. 3.11. Скорость движения автомобиля (бензовоза) не должны превышать 50 км/ч, а на поворотах не более 10 км/ч. Водитель автомобиля заправщика должен начинать движение только после включения фонаря–мигалки. 3.12. При сливе бензина с машины заправщика проверить незагроможденность участка, отсутствие лишних предметов.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. Организация грузополучателя (грузоотправителя) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю или сопровождающему на каждую перевозку и выделяют специальные аварийные бригады. 4.2. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования. 4.3. При попадании в автотранспортное дорожное происшествие необходимо: • вызвать инспектора ГИБДД; • поставить в известность руководство и вызвать аварийную бригаду. 4.4. Действия аварийной бригады включают: • обнаружение и удаление рассыпанного, разлитого груза; • оказание первой медицинской помощи; • при необходимости эвакуация водителей и сопровождающих; • проведение дезактивации, дезинфекции; • обезвреживание спецодежды. • оповещение грузополучателя об аварии.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Водитель автотранспорта после перевозки опасных грузов обязан поставить машину на место, отведенное для ее стоянки. Выключить двигатель, в зимнее время слить воду из системы охлаждения во избежание ее замерзания. 5.2. Очистить машину от грязи, подтянуть болтовые соединения (при необходимости провести дезинфекцию). Добавить, где необходимо смазки. 5.3. Убрать пусковые приспособления, исключив всякую возможность запуска автомобиля посторонними. 5.4. Если в машине имеются какие-то неисправности сообщить об этом механику.
|