Общие требования безопасности
Требования безопасности перед началом работы
Требования безопасности во время работы
Требования безопасности в аварийных ситуациях
Требования безопасности по окончании работы
Настоящая отраслевая
типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и
иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования
охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа и других
нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда и предназначена для
машиниста машин для забивки и погружения свай при выполнении работ по
ее управлению и обслуживании согласно профессии и квалификации (далее
машиниста).
Общие требования безопасности
5.24.1. Работники не
моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие
профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной
работе должны пройти:
обязательные
предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении#
трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания
годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
обучение безопасным
методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда,
стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
5.24.2. Машинисты
обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты
от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с
характером работы:
движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
передвигающиеся изделия, конструкции;
разрушающиеся конструкции;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
эмоциональные перегрузки.
5.24.3. Для защиты от
механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать
предоставляемыми работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные,
рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для
зимнего периода.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.
5.24.4. Находясь на
территории строительной (производственной) площадки, в производственных
и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны
выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной
организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5.24.5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:
применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать порядок на
рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать
нарушений правил складирования материалов и конструкций;
быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
5.24.6. Машинисты
обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего
руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о
каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении
состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого
профессионального заболевания (отравления).
Требования безопасности перед началом работы
5.24.7. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить
руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов
работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по
специфике выполняемых работ;
б) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца.
5.24.8. После получения задания машинист обязан:
а) осмотреть с
руководителем работ место расположения подземных коммуникаций и
сооружений, которые должны быть обозначены флажками или вешками;
б) уточнить последовательность выполнения свайных работ и меры по обеспечению безопасности;
в) провести ежесменное обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины;
г) предупредить о
запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в
зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в
нейтральном положении;
д) произвести запуск
двигателя (при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих
обратный ход вращаемых элементов - вне кабины);
е) проверить после запуска двигателя на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов;
ж) убедиться в наличии
ограждений опасной зоны и предупредительных плакатов, достаточной
освещенности площадки, а также в отсутствии посторонних лиц в зоне
свайных работ.
5.24.9. Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправности
механизмов, а также наличии дефектов металлоконструкций или канатов,
при которых запрещается эксплуатация машины;
б) наличии дефектов грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ;
в) несоответствии характеристик машины по грузоподъемности и вылету стрелы условиям работы;
г) отсутствии или неисправности сигнального устройства;
д) наличии видимых повреждений железобетонных свай;
е) недостаточной освещенности места производства работ.
Обнаруженные
неисправности следует устранить собственными силами, а при
невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них лицу,
ответственному за безопасное производство работ, а также лицу,
ответственному за содержание машины в исправном состоянии.
Требования безопасности во время работы
5.24.10. Передвигать машину необходимо при опущенном молоте по спланированной площадке.
5.24.11. Подтаскивать
сваи следует только через отводной блок, закрепленный у основания
машины, и по прямой линии в пределах видимости машиниста.
5.24.12. При подъеме сваю необходимо удерживать от раскачивания и вращения при помощи расчалок.
5.24.13. Поднимать свайный молот и сваи следует последовательно. Одновременный подъем молота и сваи не допускается.
5.24.14. Перед пуском в действие свайного молота машинист обязан подать звуковой сигнал.
5.24.15. При поднятии и
опускании молота на агрегате поршень должен находиться в нижнем
положении, а наголовник молота - оборудован деревянными
вкладышами-амортизаторами.
5.24.16. При запуске и работе молота машинист обязан следить, чтобы работники находились не ближе 4 м от молота.
5.24.17. Изменять наклон копровой стрелы при установке свай следует при закреплении дизель-молота в нижнем положении.
5.24.18. Машинисту запрещается:
а) допускать к строповке свай лиц, не имеющих удостоверение копровщика и не закрепленных за данной машиной;
б) поднимать сваю, масса которой превышает грузоподъемность агрегата;
в) поднимать базовой машиной другие грузы, кроме деталей и узлов навесного оборудования;
г) поднимать сваю и молот одновременно;
д) подтаскивать сваи,
зажатые другими материалами или изделиями, примерзшие к земле, а также
уложенные в штабель свыше двух рядов;
е) поднимать железобетонные сваи с оторванными монтажными петлями;
ж) оставлять сваю и молот на весу в случае временного прекращения работы;
з) передавать управление агрегатом лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения;
и) ослаблять канат, на котором удерживается свая, до установки на нее дизель-молота;
к) опускать молот или сваю при полном расторможении барабана лебедки с последующим подхватом на тормоз в конце спуска;
л) снимать молот со сваи, если последняя забита менее чем на 1/3 своей длины;
м) оставлять без присмотра машину во время работы молота;
н) работать неисправным молотом;
о) обслуживать и ремонтировать молот при поднятом и не застопоренном цилиндре или поршне;
п) принимать участие в работе по срезке и удалению оголовков свай без оформленного наряда-допуска.
5.24.19. При
перемещении и установке машины вблизи выемок машинист должен соблюдать
безопасные расстояния от подошвы откоса до ближайшей опоры машины не
менее указанных ниже в таблице.
Таблица
Минимальные расстояния приближения машины к выемкам
+-------------+---------------------------------------------------------+
| Глубина | Расстояние по горизонтали от подошвы откоса до ближайшей|
| выемки, м | опоры машины, м, при грунте |
| +---------------+-------------+--------------+------------+
| | песчаном | супесчаном | суглинистом | глинистом |
+-------------+---------------+-------------+--------------+------------+
| 1 | 1,5 | 1,15 | 1,00 | 1,00 |
+-------------+---------------+-------------+--------------+------------+
| 2 | 3,0 | 2,40 | 2,00 | 1,50 |
+-------------+---------------+-------------+--------------+------------+
| 3 | 4,0 | 3,60 | 3,25 | 1,75 |
+-------------+---------------+-------------+--------------+------------+
| 4 | 5,0 | 4,40 | 4,00 | 3,00 |
+-------------+---------------+-------------+--------------+------------+
| 5 | 6,0 | 5,30 | 4,75 | 3,50 |
+-------------+---------------+-------------+--------------+------------+
Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.24.20. При изменении
погодных условий (снегопад, туман или дождь), ухудшающих видимость в
пределах фронта работ, а также усилении ветра до скорости 15 м/с и
более, работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю
работ.
5.24.21. При появлении
признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного
механизма, а также признаков разрушения сваи работу необходимо
приостановить и принять меры к устранению неисправностей.
5.24.22. В случае
отклонения забиваемой сваи от проектного положения или ее разрушения в
процессе забивки следует выдернуть такую сваю с помощью молота двойного
действия или вибропогружателя, если машина оборудована таким агрегатом.
Требования безопасности по окончании работы
5.24.23. По окончании работы машинист обязан:
а) опустить молот в
нижнее положение и закрепить его на стреле копра. Если свая заведена
под копер, то дизель-молот опустить на сваю и закрепить вместе с ней;
б) поставить машину на стоянку;
в) выключить и запереть все пусковые приспособления машины;
г) снять все съемные грузозахватные приспособления, очистить их и сложить в отведенное для хранения место;
д) очистить, протереть и убрать инструмент в предназначенное для этого место;
е) привести в порядок рабочее место;
ж) сообщить
руководителю работ и ответственному за содержание машины в исправном
состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.
|