Общие требования безопасности
Требования безопасности перед началом работы
Требования безопасности во время работы
Требования безопасности в аварийных ситуациях
Требования безопасности по окончании работы
Настоящая отраслевая
типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и
иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования
охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, межотраслевых
правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта
(напольный безрельсовый колесный транспорт), "Правил дорожного движения
Российской Федерации" - собрание законодательства Российской Федерации,
2000, 318, ст. 1985 и предназначена для машиниста погрузчика
автомобильного при выполнении работ по его управлению и обслуживании
согласно профессии и квалификации (далее машиниста).
Общие требования безопасности
5.29.1. Работники не
моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие
удостоверение на право вождения грузового автомобиля и профессиональные
навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
обязательные
предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении#
трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания
годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
обучение безопасным
методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда,
стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
5.29.2. Машинисты
обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты
от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с
характером работы:
движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
передвигающиеся грузы;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
эмоциональные перегрузки.
5.29.3. Для защиты от
механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать
предоставляемыми работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные,
рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для
зимнего периода.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.
5.29.4. Находясь на
территории строительной (производственной) площадки, в производственных
и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны
выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной
организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5.29.5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:
применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать порядок на
рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать
нарушений правил складирования материалов и конструкций;
быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
5.29.6. Машинисты
обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего
руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей,
о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об
ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого
профессионального заболевания (отравления).
Требования безопасности перед началом работы
5.29.7. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить
руководителю работ удостоверение на право управления автомобилем и
удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить
задание, пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых
работ;
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;
в) ознакомиться с записями сменщика в бортовом журнале
5.29.8. После получения задания машинист обязан:
а) осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлической системы, состояние шин;
б) убрать все
посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их
на вращающихся деталях двигателя, коробки передач и т.п.;
в) убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении;
г) перед запуском
двигателя предупредить работающих, которые заняты обслуживанием машины
или находятся на пути ее следования;
д) после запуска
двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том
числе: выполнить на малой скорости повороты направо и налево; проверить
работу тормозов; проверить работу механизмов наклона рамки движения
каретки; проверить исправность сцепления; проверить исправность
приборов освещения и звукового сигнала;
г) произвести осмотр
стрелы кранового гуська, грузозахватных приспособлений (строп,
траверсы, захватов) и других рабочих органов (ковша, вил);
ж) убедиться в
соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов,
уклонов и перепадов дорожного покрытия;
з) проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и других опасных сооружений;
и) проверить работу концевых выключателей механизма подъема.
5.29.9. Машинист не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
а) наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика;
б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;
в) падении давления в шинах;
г) наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя;
д) неисправности стояночного или рабочего тормоза;
е) неисправности
кранового гуська (износа грузового каната, дефекта механизма подъема
груза и т.п.) и грузозахватных приспособлений;
ж) недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ;
з) наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций;
и) несоответствии характера поднимаемого груза, рабочему органу и грузозахватным приспособлениям.
Обнаруженные нарушения
требований безопасности должны быть устранены собственными силами до
начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить
руководителю работ и ответственному за содержание автопогрузчика в
исправном состоянии.
Требования безопасности во время работы
5.29.10. При передвижении автопогрузчика по территории строительной площадки или предприятия машинист обязан:
а) убедиться перед
началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и
механизмов и дать предупредительный сигнал;
б) при движении в
местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из
помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;
в) соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на строительной площадке и территории предприятия;
г) не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе;
д) избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде.
5.29.11. При выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ машинист обязан:
а) при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
б) транспортировать груз на высоте не более 500 мм от уровня дороги;
в) приближаться к
транспортному средству для производства погрузочно-разгрузочных работ
только после его остановки и выключения двигателя;
г) перемещать
крупногабаритный груз, закрывающий видимость пути следования, только в
сопровождении специально выделенного лица;
д) захватывать длинномерный груз так, чтобы центр тяжести груза располагался по центру продольной оси стрелы.
5.29.12. При погрузке или штабелировании грунта и сыпучих материалов машинист обязан:
а) погрузку материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штабеля по одному следу;
б) очищать ковш от налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком;
в) при штабелировании сыпучих материалов останавливать погрузчик на расстоянии не менее 1,0 м от бровки откоса.
Машинисту запрещается
поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом, а
также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных -
свыше 20°.
5.29.13. При работе погрузчика, оборудованного вилочным захватом, машинист обязан:
а) до начала работы проверить наличие под грузом зазора для свободного прохода вилочного захвата;
б) размещать груз
равномерно по всей длине вилочного захвата, упирая его в спинки вилок
путем запрокидывания груза при захвате назад на угол 10-15°.
Запрещается транспортировать груз, находящийся на вилочном захвате, в неустойчивом положении.
5.29.14. При подъеме и транспортировании груза погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машинист обязан:
а) начинать работу только по сигналу стропальщика, закрепленного руководителем работ;
б) применять для строповки груза маркированные стропы, соответствующие массе поднятого груза и схеме строповки;
в) при подъеме груза,
близкого по массе к предельной грузоподъемности погрузчика, сначала
зафиксировать груз на высоте не более 100-200 мм, после чего
осуществлять подъем груза на требуемую высоту;
г) опускать груз на предварительно уложенные прокладки для извлечения строп из-под груза без их повреждения.
5.29.15. Машинисту запрещается:
а) резко тормозить при движении погрузчика с грузом на крюке;
б) подтаскивать груз крюком;
в) освобождать крюком защемленные грузом стропы.
5.29.16. При
необходимости перевозки погрузчика машинисту следует затормозить машину
на трейлере, опустить рабочий орган, подставить под колеса
противооткатные упоры (башмаки) и закрепить расчалками.
5.29.17. Устранение
неисправностей, осмотр, регулировку агрегата следует проводить при
остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на
надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в
нейтральное положение рычаге переключения передач.
5.29.18. При проведении технического обслуживания машинист обязан:
а) поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;
б) при перегреве
двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая руки от горячего
пара, не наклоняя лицо над горловиной;
в) пользоваться насосом для продувки топливопровода;
г) пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях.
При выполнении указанных работ машинисту запрещается:
открывать водяной краник радиатора при работе двигателя;
заливать жидкость в радиатор при перегретом двигателе;
засасывать топливо ртом через шланг.
5.29.19. При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам машинист обязан:
а) привести рабочий орган в транспортное положение;
б) определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений;
в) сохранять включенной передачу при движении под уклон;
г) переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;
д) при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;
е) выходя из кабины
погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения
транспорта в попутном и встречном направлениях;
ж) применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку;
з) выполнять правила дорожного движения.
5.29.20. Производить
погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной
линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством
инженерно-технического работника, ответственного за безопасное
производство работ, при наличии письменного разрешения организации -
владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные
условия работ.
5.29.21. В зимнее время машинистам запрещается:
а) подогревать двигатель открытым пламенем;
б) работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;
в) выполнять работы лежа под автопогрузчиком без применения утепленного мата.
5.29.22. При работе в
ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет
внешних источников света. Применение машинистом фар допускается в
качестве дополнительного источника света.
5.29.23. Передвижение
погрузчика вброд, по льду, по заболоченной местности следует
осуществлять только с письменного разрешения руководителя работ в
местах, оборудованных указателями. Двери кабины во время переправы по
льду водоемов следует держать открытыми.
5.29.24. Передвижение
погрузчика через канавы, бугры и другие препятствия следует
осуществлять под прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков
и больших кренов машины. Следует при этом избегать крутых поворотов на
косогорах.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.29.25. При проколе в
процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков
неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу
необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.
5.29.26. В случае
потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза
необходимо опустить груз и упором каретки в грунт привести погрузчик в
нормальное положение. Продолжение работы допускается после устранения
причины потери устойчивости погрузчика.
Требования безопасности по окончании работы
5.29.27. По окончании работы машинист обязан:
а) отвести погрузчик на стоянку;
6) опустить рабочий орган на землю или установить на подставку;
в) привести рычаги управления в нейтральное положение;
г) затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель;
д) очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование;
е) о всех замеченных
неисправностях в работе погрузчика сообщить руководителю работ или
ответственному за содержание машины в исправном состоянии.
|