Общие требования безопасности
Требования безопасности перед началом работы
Требования безопасности во время работы
Требования безопасности в аварийных ситуациях
Требования безопасности по окончании работы
Настоящая отраслевая
типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и
иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования
охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, и других
нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда и предназначена для
машинистов скреперов при выполнении ими работ (разработке, перемещении
и планировке грунтов при устройстве выемок, насыпей, резервов,
кавальеров и банкет при строительстве автомобильных и железных дорог,
каналов, плотин, оградительных земляных дамб, котлованов под здания и
сооружения) согласно их профессии и квалификации (далее машинистов).
Общие требования безопасности
5.33.1. Лица не моложе
18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные
навыки перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
обязательные
предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении#
трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания
годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
обучение безопасным
методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда,
стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
5.33.2. Машинисты
обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты
от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с
характером работы:
шум;
вибрация;
повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ;
движущиеся машины, механизмы и их части;
обрушающиеся горные породы.
5.33.3. Для защиты от
общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты
обязаны использовать предоставляемыми работодателями бесплатно
полукомбинезоны хлопчатобумажные, рукавицы комбинированные, костюмы на
утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.
5.33.4. Находясь на
территории строительной (производственной) площадки, в производственных
и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны
выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной
организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5.33.5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:
применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать машину в
технически исправном состоянии. Не допуская работу с неисправностями
при которых эксплуатации# запрещена;
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
5.33.6. Машинисты
обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего
руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей,
о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об
ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого
профессионального заболевания (отравления).
Требования безопасности перед началом работы
5.33.7. Перед началом работы машинисты обязаны:
надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;
предъявить руководителю
работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и
получить задание с учетом обеспечения безопасности труда исходя из
специфики выполняемой работы.
5.33.8. После получения задания на выполнение работы машинисты обязаны:
осмотреть с
руководителем работ место расположения подземных сооружений и
коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками, и
уточнить последовательность выполнения работы и меры безопасности;
произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации;
предупредить о запуске
двигателя работников, находящихся вблизи машины, и убедиться, что рычаг
переключения скоростей находится в нейтральном положении;
произвести запуск двигателя;
после запуска двигателя проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов.
5.33.9. Машинисты обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:
при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их эксплуатация;
наличия людей, машин или оборудования в зоне работ;
при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте заводов-изготовителей;
наличии на месте работы подземных коммуникаций.
Обнаруженные нарушения
требований безопасности труда должны быть устранены собственными
силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны
незамедлительно сообщить о них бригадиру или руководителю работ.
Требования безопасности во время работы
5.33.10. Перед началом
движения машины машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне
движения и подать звуковой сигнал.
5.33.11. При выполнении земляных работ машинист обязан:
а) начинать разработку грунта только после удаления пней, кустарника и крупных камней;
б) глубокие выемки разрабатывать уступами;
в) не допускать движение крайнего колеса скрепера по насыпи ближе одного метра от бровки земляного полотна;
г) соблюдать дистанцию
между движущимися навстречу друг другу или параллельно скреперами,
интервал в обоих случаях должен быть не менее 5 м;
д) производить резание грунта только на прямолинейном участке движения;
е) осуществлять набор грунта прицепным скрепером только на первой передаче, а разгрузку - на второй-третьей передачах;
ж) периодически
останавливаться и удалять камни и другие предметы, застрявшие между
шинами задних спаренных колес самоходного скрепера.
5.33.12. Машинисту в процессе работы не разрешается:
а) передавать управление машиной лицам, не имеющим удостоверения машиниста скрепера;
б) оставлять машину с работающим двигателем;
в) перевозить в кабине посторонних лиц;
г) выходить из кабины и входить в нее на ходу;
д) проводить разработку грунта на косогорах с поперечным уклоном свыше 30°;
е) проводить разгрузку скрепера, движущегося задним ходом под отскос#.
5.33.13. При работе на косогорах запрещается:
а) делать резкие повороты;
б) поворачивать машину с заглубленным рабочим органом;
в) ставить машину поперек склона, угол которого превышая# указанный в паспорте машины.
5.33.14. При засыпке
выемок в грунте машинист обязан убедиться в отсутствии в них
работающих, оборудования, инструмента и строительных материалов.
Запрещается передвижение скрепера в пределах призмы обрушения откосов.
5.33.15. Работа
скрепера в опасной зоне работающего экскаватора не допускается.
Производство работ скрепером в зоне действия экскаватора разрешается
только при остановке экскаватора. Ковш экскаватора должен быть опущен
на землю.
5.33.16. Одновременная работа двух скреперов в колонне допускается при расстоянии между ними не менее 20 м.
5.33.17. При
необходимости очистки ковша скрепера машинист обязан затормозить
скрепер, опустить ковш, застраховать упором поднятую заслонку и
использовать лопату с длинной ручкой или скребок.
5.33.18. Распасовку и
запасовку тросов следует производить в рукавицах при опущенном на землю
или подвешенном на замках ковше скрепера.
5.33.19. При транспортировании машины своим ходом с одного места работы на другое машинист обязан:
а) следить за тем, чтобы ковш был поднят в крайнее верхнее сложение и не задевал встречающиеся на пути предметы;
б) соблюдать правила дорожного движения;
в) не допускать поворот скрепера радиусом менее 15 м;
г) устанавливать сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки скрепера на дороге в ночное время.
5.33.20. Прицепной скрепер следует сцеплять с трактором при помощи сцепной серьги, которая должна быть надежно закреплена.
Передвигать трактор
необходимо осторожно на минимальной скорости, а дышло скрепера следует
поднять на деревянных подкладках на высоту сцепного устройства трактора.
5.33.21. Перед
погрузкой скрепера на трейлер машинист обязан убедиться в том, что
трейлер находится в устойчивом положении и заторможен. После погрузки
следует опустить ковш и закрепить скрепер растяжками. Во время
перевозки скрепера нахождение машиниста в кабине не допускается.
5.33.22. При техническом обслуживании скрепера машинист обязан остановить двигатель и снять давление в гидросистеме.
5.33.23. Во время
заправки скрепера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не
разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину
необходимо вытереть от подтеков топлива и смазки, а замасленную
обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик.
Не допускается разводить огонь на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины.
5.33.24. При
необходимости ремонта или профилактического осмотра скрепера заслонку
ковша следует заблокировать упором в поднятом состоянии или опустить
ковш на прочную и устойчивую опору.
5.33.25. При промывке деталей не разрешается пользоваться этилированным бензином.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.33.26. Обнаружив на
участке при выполнении земляных работ подземные коммуникации и
сооружения, а также опасные предметы, не указанные при получении
задания, машинист обязан немедленно но# остановить работу и сообщить
руководителю работ.
5.33.27. При
неисправности скрепера машинист должен поставить машину на обочину или
вне зоны производства работ и сообщить лицу, ответственному за
содержание машины в исправном состоянии.
5.33.28. В случае
потери устойчивости скрепера при перемещении грунта машинисту следует
опустить ковш, включить задний ход и устранить крен машины.
5.33.29. При загорании
скрепера машинист должен принять меры по тушению очага пожара (при
помощи огнетушителя и подручными средствами: кошмой, брезентом,
песком), в случае невозможности самому погасить огонь необходимо
вызвать пожарную охрану и сообщить руководителю работ.
Требования безопасности по окончании работы
5.33.30. По окончании работы машинист обязан:
а) поставить машину на стоянку;
б) поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить стояночный тормоз;
в) выключить двигатель;
г) закрыть кабину на замок;
д) сообщить
руководителю работ или лицу, ответственному за содержание машины в
исправном состоянии, о всех неполадках, возникших во время работы.
|