ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для процедурной медицинской сестры
Общие требования безопасности
К самостоятельной работе процедурными медицинскими сестрами
допускается средний медицинский персонал не моложе 18 лет, прошедший
специальную подготовку, том числе на I группу электробезопасности, не
имеющий противопоказаний по состоянию здоровья.
Процедурные сестры должны проходить обязательный медицинский
осмотр при поступлении на работу.
Процедурные сестры, имеющие по роду своей деятельности контакт с кровью и
ее компонентами, подлежат обследованию на наличие HBsAg при поступлении
на работу, а далее не реже одного раза в год.
При выявлении HbsAg проводится углубленное клинико-лабораторное
обследование врачом-инфекционистом.
Медицинские сестры с выявленной Hbs-антигенемией, относящиеся к группам
риска, обязаны соблюдать правила личной гигиены, направленные на
предупреждение заражения пациентов гепатитом В. Все парентеральные
манипуляции должны проводиться в резиновых перчатках.
Временно отстраняются от работы процедурные сестры, имеющие нарушения целостности кожных покровов.
Указанные ограничения снимаются при повторных отрицательных
исследованиях крови на наличие HbsAg высокочувствительными методами.
Все, вновь поступившие на работу должны пройти вводный
инструктаж у инженера по охране труда. Результаты фиксируются в журнале
регистрации вводного инструктажа по охране труда. После этого отдел
кадров производит окончательное оформление вновь поступающего работника и
направляет его к месту работы.
Все вновь принятые на работу должны пройти стажировку 14 смен.
Каждый вновь принятый на работу должен пройти первичный инструктаж на рабочем месте с регистрацией в журнале инструктажа.
Процедурные медсестры проходят повторный инструктаж не реже
одного раза в 6 месяцев. Инструктаж проводится руководителем
подразделения с регистрацией в журнале инструктажа.
При поступлении на работу и периодически не реже одного раза в
12 месяцев должны пройти проверку знаний по вопросам безопасности труда
по программе, утвержденной главным врачом.
При выполнении разовых работ, не связанных с их прямыми обязанностями, процедурные медсестры должны пройти целевой инструктаж.
Процедурные медсестры обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режимы труда и отдыха.
При проведении работ на процедурных медсестер возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
опасность заражения возбудителями различных инфекционных
заболеваний (гепатиты, ВИЧ и др.) и передача их другим лицам при работе с
кровью;
опасность аллергических реакций на содержание аэрозолей
антибиотиков, витаминов и дезинфекционных средств в воздухе рабочей
зоны;
возможность острого и хронического отравления в результате
токсического воздействия дезинфекционных средств при всасывании ядовитых
веществ через слизистые оболочки и кожу и попадании в
желудочно-кишечный тракт:
повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может
пройти через тело человека.
Процедурные медсестры должны быть обеспечены бесплатными
санитарно-гигиенической и специальной одеждой, специальной обувью и
другими средствами индивидуальной защиты:
халат (платье) или костюм хлопчатобумажные;
колпак или косынка хлопчатобумажные;
при работе с кровью дополнительно:
маска;
защитные очки;
перчатки резиновые.
Администрация обязана обеспечить регулярное обеззараживание,
стирку и починку спецодежды. Стирка спецодежды в домашних условиях и в
рабочих-помещениях вне специализированной прачечной запрещается.
Процедурные медсестры обязаны руководствоваться в работе своими
должностными инструкциями, выполнять требования настоящей инструкции по
охране труда, а также требования заводов-изготовителей по эксплуатации
применяемых или в процессе работы оборудования, инструмента.
Процедурные сестры должны владеть приемами оказания первой
доврачебной помощи при травмах, ожогах, отравлениях, знать место
расположения и содержание аптеки, уметь пользоваться находящимися в ней
средствами.
Процедурные медсестры должны знать и соблюдать требования
личной гигиены. Весь персонал, выполняющий дезинфекционные работы,
должен быть обеспечен мылом, полотенцами и средствами для смягчения
кожи. Курение, прием пищи разрешены только в специальном месте.
Процедурные сестры должны знать и соблюдать правила пожарной
безопасности, знать место расположения средств пожаротушения, уметь
пользоваться ими.
О каждом несчастном случае, связанном с производством,
пострадавший или очевидец несчастного случая должен немедленно поставить
в известность руководителя. Руководитель организует оказание первой
помощи транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение. Для
расследования причин несчастного случая до прибытия комиссии необходимо
сохранить обстановку на месте происшествия такой, какой она была в
момент происшествия, если это не угрожает жизни других работников, не
усугубит аварийную ситуацию.
Процедурные сестры, допустившие невыполнение или нарушение
инструкций по охране труда, подвергаются дисциплинарному воздействию в
соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и при
необходимости внеочередной проверке знаний.
Все манипуляции, при которых возможно загрязнение рук и
слизистых кровью или сывороткой, следует производить в резиновых
перчатках. При угрозе разбрызгивания крови или сыворотки следует
работать в масках и защитных очках.
На руках процедурных сестер не должно быть украшений (колец,
браслетов). Ногти должны быть коротко острижены. Все поврежденные
участки рук должны быть закрыты пластырем или напальчниками.
Подготовить рабочее место, проверить наличие моющих
дезинфицирующих средств, стерильного инструмента, уточнив срок его
стерилизации, наличие лотков для стерильных материалов, посуды с
дезраствором для использованных инструментов и материалов.
Перед выполнением инъекций необходимо:
уточнить записи в журнале назначений;
вымыть тщательно руки;
внимательно прочесть надпись на флаконе, ампуле;
проверить срок годности лекарственных средств.
При подготовке материалов к мойке, дезинфекции и стерилизации следует руководствоваться требованиями санитарного режима.
Требования безопасности во время работы
Лекарственные средства для парентерального применения,
внутреннего употребления и для наружного применения хранятся раздельно
на отдельных полках.
Лекарства в процедурный кабинет должны поступать в готовом виде с
надписями на сигнатуре или этикетке "Внутреннее", "Наружное".
При отсутствии на упаковках лекарств перечисленных обозначений хранение и применение лекарств не допускается.
Расфасовка, рассыпка, развеска, перекладывание и переливание
лекарств в тару процедурного кабинета, а так же замена этикеток
запрещается.
Запас лекарственных средств не должен превышать 10-дневной потребности.
Ядовитые и наркотические лекарственные средства хранятся в
сейфах (металлических стальных шкафах), на внутренней стороне которого
делаются надпись "Группа А" и помещается перечень ядовитых и
наркотических лекарственных средств. Запасы ядовитых средств не должны
превышать 5-дневный, а наркотический - 3-дневный сроки.
Разборку, мойку и прополаскивание медицинского инструментария.
соприкасавшегося с кровью или сывороткой людей, нужно проводить после
предварительной дезинфекции. Работа осуществляется в резиновых
перчатках.
Дезинфекция (обеззараживание) игл и шприцев производится для
уничтожения патологических микроорганизмов. При дезинфекции изделий,
имеющих внутренние каналы, раствор дезинфицирующего средства в объеме
5-10 мл пропускают через канал для удаления остатков крови сразу после
использования, после чего их погружают полностью в дезраствор.
Предметы одноразового пользования: шприцы, перевязочный
материал, перчатки, маски должен подвергаться предстерилизационной
обработке с последующей стерилизацией и утилизацией.
После любой процедуры, в том числе парентерального
вмешательства (инъекций, забора крови и т.п.), проводится двукратное
мытье рук в теплой проточной воде с мылом.
При обработке рук следует избегать частого применения
дезинфицирующих средств, которые способны вызвать раздражение кожи и
дерматиты, что облегчает проникновение возбудителя, а также попадания на
руки лекарственных препаратов (антибиотиков, новокаина, витаминов).
При работе в процедурном кабинете запрещается:
работать неисправным инструментом, применять неисправное оборудование;
находиться в помещении при включенных неэкранированных бактерицидных лампах;
хранить и применять препараты в поврежденной таре, без этикеток, просроченные лекарственные средства;
оставлять без присмотра работающее электрооборудование;
работать без установленной санитарно-гигиенической одежды и других средств индивидуальной защиты;
хранить пищевые продукты в холодильнике для лекарственных средств;
хранить личные предметы, одежду на рабочем месте;
пользоваться косметикой, курить, принимать пищу на рабочем месте.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
В случае загрязнения рук кровью следует немедленно обработать их
тампоном, смоченным дезинфицирующим раствором (1% раствор хлорамина) и
вымыть их двукратно теплой проточной водой с мылом, насухо вытереть
индивидуальным полотенцем или салфеткой одноразового пользования.
В случае попадания крови на слизистые глаз их следует промыть
1-2 % раствором борной кислоты; на слизистую рта - ополаскивать
70-градусным спиртом, на слизистую носа - обработать ее 1-2 % раствором
протаргола.
При загрязнении рабочих поверхностей кровью (столы,
манипуляционные, инструментальные столики) необходимо немедленно
обработать их 3-% раствором хлорамина.
При обнаружении во время работы неисправностей применяемого
оборудования, инструмента, при которых согласно требованиям инструкций
заводов-изготовителей запрещается их эксплуатация, процедурные сестры
обязаны прекратить работу, отключить оборудование и доложить об этом
старшей сестре отделения (руководителю отделения).
В случае возникновения пожара необходимо вызвать пожарную
команду, организовать ее встречу, сообщить о пожаре заведующему
отделением, приступить к эвакуации людей. До приезда пожарной команды
принять меры по тушению пожара подручными средствами пожаротушения.
Все случаи аварий, микротравм и травм, а так же принятые в
связи с этим меры подлежат регистрации в специальном журнале
произвольной формы.
Требования безопасности по окончании работы
В конце каждой смены поверхности рабочих столов,
манипуляционных, инструментальных столиков должны быть обработаны 3%
раствором хлорамина.
Уборка помещений производится не реже двух раз в день (смену) с
обязательным применением обеззараживающих средств. Мусор по мере
накопления удаляется.
Уборочный инвентарь процедурного кабинета должен быть
промаркирован и храниться в специально отведенном месте отдельно от
уборочного инвентаря других помещений.
По окончании работы процедурные медсестры должны убрать
санитарно-гигиеническую одежду, сменную обувь в индивидуальные шкафы.
При необходимости принять душ. После окончания работы и мытья рук кожу
смазывают смягчающим кремом.
До уваги користувачів! Вся інформація взята з відкритих джерел, призначена виключно для приватного використання, з метою самоосвіти користувачів ресурсу. Дана інформація не призначена для комерційного використання! Ні власник сайту, ні хостинг-провайдер, ні будь-які інші фізичні або юридичні особи не можуть нести ніякої відповідальності за будь-яке використання матеріалів даного сайту. Відвідуючи цей сайт користувач підтверджує свою повну згоду з усіма вище викладеними умовами використання інформації.