1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда при спасательных работах на льду, на воде.
1.2. К выполнению спасательных работ на воде и под водой допускаются спасатели не моложе 18 лет, прошедшие специальное медицинское освидетельствование, умеющие хорошо плавать и держаться на воде, обученные способам безопасного ведения поисково-спасательных работ в этих условиях и проинструктированные в соответствии с установленными требованиями.
1.3. К управлению плавсредствами допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право работы на плавсредствах и знающие требования безопасности ведения работ. К управлению самоходным плавсредством допускаются лица, имеющие удостоверения на право судовождения и управления судовыми машинами.
1.4. При использовании в работе технических средств, инструмента, оборудования, обслуживающие их лица должны иметь удостоверения о допуске к работе на данном техническом средстве (оборудовании и т.п.), знать способы безопасной работы на нем и должны быть допущены приказом.
1.5. К проведению спасательных работ по спасению людей с помощью вертолета допускаются спасатели, прошедшие курс специальной подготовки по использованию бортовой спасательной системы десантирования из вертолета с помощью спусковых устройств и инструктаж по технике безопасности при подъеме человека на борт вертолета в режиме висения.
1.6. Допуск к водолазным спускам и работам осуществляется только при наличии у них оформленного свидетельства об окончании водолазной школы (курсов), личной книжки водолаза, личной медицинской книжки водолаза с положительным заключением Водолазной Медицинской Комиссии о пригодности к водолазным работам, с указанием установленной глубины погружения в текущем году, а также после ежегодного подтверждения их квалификации водолазной квалификационной комиссией и приказом руководителя соответствующего уровня.
1.7. Спасатели, действующие в затопленных районах, должны знать правила поведения на воде и должны быть обучены приемам спасения утопающих и оказания им медицинской помощи.
1.8. Непосредственно перед началом спасательных работ спасатели должны быть ознакомлены с особенностями обстановки в районе предстоящих действий и основными требованиями безопасности применительно к способам и технологии предстоящей работы.
1.9. Основные опасные факторы, воздействующие на спасателей при ведении спасательных работ:
— наличие волнений, ветровых нагрузок, дождей, тумана, быстрого течения, водоворотов, низкой температуры воды (воздуха), непрочного льда;
— поломка (отказ) технических и плавательных средств, повреждение, перевертывание плавсредства, неисправности аквалангистского и водолазного снаряжения, травмирование отдельными частями и механизмами технических и плавательных средств, падение в воду, утомление, удушье;
— повышенные физическая и психологическая нагрузки, заболевания.
1.10. Плавающие средства должны отвечать следующим требованиям:
— быть в основном самоходными, иметь достаточную маневренность, грузоподъемность и плавучесть.
— на всех плавающих средствах должен быть нанесен присвоенный им номер и грузоподъемность;
— обычные лодки грузоподъемностью не менее 4-х человек следует применять для проведения спасательных работ, при недостатке табельных плавающих средств в условиях не сложной обстановки;
— исключать проведения трудоемких подготовительных работ по оборудованию причалов или пристаней;
— иметь достаточную проходимость для работы на мелководье и устойчивость при работе в условиях сильного волнения;
— иметь комплект индивидуальных спасательных средств (спасательных кругов, поясов, жилетов) соответственно максимальному числу спасаемых, которое может быть взято на борт;
— иметь приспособления (трапы, веревки, шесты, сети и т.д.) для снятия людей с различных плавсредств и сооружений, расположенных в акваториях и для спасения людей с поверхности воды; иметь набор медицинских средств для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, средства обогрева, сигнальные средства и средства освещения для работы в темное время суток и в тумане, средства связи.
1.11. В местах причаливания плавающих средств (ППС-84, ПТС-2 и др.) и высадки спасенных должны оборудоваться причалы, для работы в ночное время они оснащаются освещением и сигнальными средствами, осуществляется непрерывное наблюдение за водным пространством, а дежурный катер или плавающая машина с экипажем и спасательными средствами для оказания помощи в случае возникновения аварийных ситуаций должны находиться в постоянной готовности.
1.12. Вертолеты должны быть укомплектованы средствами спасания на воде с учетом численности экипажа, спасателей и спасенных, средствами для снятия людей с плавсредств и подъема с воды, необходимыми средствами для оказания первой медицинской помощи и обогрева спасенных. Командиры экипажей должны иметь допуски на ведение поисково-спасательных работ в данных условиях.
1.13. Для безопасного ведения работ на воде (с учетом их характера и условий обстановки) спасатели должны быть оснащены спасательными жилетами, непромокающими индивидуальными аптечками, средствами связи и сигнализации, средствами защиты органов дыхания, автономным воздушно-дыхательным аппаратом гидро- и теплозащитной одеждой, грузовым ремнем, контрольным концом длиной 50 м с буйком, ластами, дыхательной трубкой, маской, часами наручными подводными, компасом наручным подводным, водолазным глубиномером.
1.14. Для безопасного ведения работ в прибрежных зонах спасатели должны быть оснащены средствами защиты головы, глаз, лица, рук, специальной одеждой и обувью, предохранительным поясом, страховочными системами, страховочными концами, утепленной одеждой.
1.15. В случае привлечения понтонно-перевозочных средств каждое плавсредство (ППС-84, ПТС-2 и др.) должно быть оснащено вспомогательными средствами и имуществом.
1.16. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед началом спасательных работ необходимо:
— надеть спасательные жилеты, проверить наличие и исправность спасательных поясов, индивидуальных непромокаемых аптечек, средства связи и сигнализации;
— проверить исправность двигателей самоходных плавающих средств, а также отсутствие течи во всех плавающих средств;
— убедиться, что плавающее средство полностью укомплектовано спасательными жилетами (спасательными кругами) с учетом вместимости необходимым медицинским имуществом и медикаментами: баграми, средствами швартовки, сигнальными средствами, необходимым легководолазным снаряжением, инструментом;
— проверить, чтобы спасательные средства располагались на судне в таком порядке, когда обеспечивается использование каждого из них в отдельности;
— проверить на прочность, целостность и плавучесть индивидуальные средства спасения (спасательные круги, нагрудники, жилеты, спасательные концы Александрова, шары Суслова), при использовании подручных средств и материалов (бочек, бидонов, бревен, гирлянд из пустых пластмассовых бутылок и т.п.) проверить, чтобы их положительная плавучесть была не менее 2,5-3 кгс;
— убедиться, что средства индивидуальной защиты органов дыхания проверены согласно регламента проверок;
— при использовании водолазного снаряжения произвести осмотр и проверить комплектность и исправность снаряжения;
— проверить работу плавающего средства на ходу;
— уточнить готовность ближайшей дежурной барокамеры и возможность доставки к ней потерпевшего;
— сделать необходимые записи в журнале водолазных работ;
— доложить руководителю (старшему) рапортом о готовности к выходу, отметить время выхода.
2.2. Перед спуском в воду в водолазном снаряжении необходимо:
— изучить характер работы и условия, в которых предстоит ее выполнять;
— измерить глубину, силу волнения и температуру воды, и воздуха, ознакомиться с прогнозом погоды;
— определить необходимое водолазное снаряжение, средства обеспечения спуска и воздухоснабжения, инструмент и оборудование;
— рассчитать требуемое количество воздуха и время работы под водой;
— проверить исправность и комплектность основного и страхующего водолазного снаряжения, средства спуска.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При спасении пострадавших с использованием плавсредств необходимо выполнить следующие приемы и требования:
— при плавании на мелководье и в подозрительных местах периодически проверять глубину шестом (веслом);
— для снятия плавсредства с мели «раскачать» его периодически изменением режима работы гребного винта (вперед-назад) с перекладкой руля в крайние положения; расходятся со встречными плавсредствами в узких местах левыми бортами на малой скорости;
— в условиях плохой видимости, во избежание возможных столкновений плавсредств, идти со скоростью, для которой выполняется условие Sv<D/2 (Sv — длина тормозного пути при даче полного хода назад, D — дальность визуальной видимости); при использовании самоходных плавсредств на сильной волне и при сильном течении точно рассчитывать скоростной режим движения и режим маневрирования; при использовании резиновых надувных лодок воздерживаться от плавания в условиях ледохода и при наличии острых предметов в воде, не допускать попадания на резиновые части кислот, щелочей, горючих материалов и других агрессивных жидкостей;
3.2. При использовании понтонно-переправочных средств частей ГО РФ руководствоваться следующими пределами применяемости:
— подходить к спасаемым с наветренной стороны с таким расчетом, чтобы инерцию движения погасить на расстоянии 3-5 м от них;
— движение переправочных средств по воде осуществлять только по разведанным створам;
— в условиях значительного волнения избегать положения плавсредств лагом (бортом) к волне;
— при эвакуации материальных средств особое внимание уделять надежному креплению их на палубе.
3.3. При подаче спасательного круга в различных условиях необходимо выполнять следующие требования:
— с берега — взять круг с внутренней стороны, принять положение устойчивого равновесия, сделать 1-2 размаха на уровне плеча с таким расчетом, чтобы он упал плашмя на близком расстоянии от тонущего;
— с катера на ходу — соблюдая положение устойчивого равновесия бросать круг со стороны того борта, каким катер подходит к тонущему;
— с лодки — встать в середине так, чтобы средняя банка была между ногами, лодку развернуть кормой или носом к тонущему, затем бросить круг.
3.4. При подаче спасательного конца Александрова надеть малую петлю на левую руку, а в правую взять большую петлю с поплавком, набрать 4-5 шлагов троса и, приняв положение устойчивого равновесия, сделать 2-3 круговых размаха, бросить его поплавками вверх, по направлению к тонущему.
3.5. При проведении спасательных работ с помощью вертолета действовать согласно инструкции по проведению спасательных работ с вертолета при этом снаряжение спасателей должно обеспечивать безопасность их работы на подвеске, в ходе проведения спасательных работ поддерживается устойчивая связь между командиром экипажа.
3.6. Для безопасного спасения пострадавших вплавь спасатель должен обладать навыками устойчивого поддержания на воде, хорошо знать и умело применять приемы спасения и буксировки тонущего:
— выбрать кратчайшее расстояние до тонущего с учетом направления течения, сделать глубокий вдох, не производить глубокого погружения;
— подплывать к тонущему сзади и брать его за голову или под мышки; если тонущий схватил спасателя за руки, препятствуя буксировке, сжать кисти своих рук и резким движением повернуть их в сторону большого пальца тонущего; чтобы освободиться от захвата за туловище спереди, упереться коленом в живот тонущего, ладонью нажать ему на подбородок и резким толчком ноги оттолкнуть от себя; для освобождения от захвата за шею сзади — толкнуть тонущего под локоть и повернуть его руки за спину;
— если тонущий скрылся под водой — определить место поиска по последнему появлению тонущего на поверхности с учетом течения; если утонувший лежит на грунте лицом вниз, подплывать к нему следует со стороны ног, если он лежит вверх лицом, подплывать следует со стороны головы, в обоих случаях следует брать пострадавшего под мышки, удерживая над собой; для всплытия — оттолкнуться от грунта и вынести спасаемого на поверхность, затем осмотреться и кратчайшим путем доставить его к берегу или плавсредству;
— при спасении вплавь спасатель должен быть прикреплен к плавсредству или вертолету страховочным фалом;
— плавая против волны, при спасении пострадавших, следует спокойно подниматься на волну и скатываться с нее; можно набрать воздуха при большой волне и нырнуть под нее; попав на волну, необходимо следить за тем, чтобы вдох приходился в промежутках между ударами волн;
— в случае попадания в быстрое течение не следует с ним бороться (это приведет к потере сил), спокойно плыть по течению и выбрав время и место, приблизиться к берегу.
3.7. При проведении водолазных работ следует соблюдать следующие требования:
— погрузившись в воду, не отходя от трапа или беседки, убедиться в исправности телефонной связи и в хорошем воздухоснабжении, проверить герметичность снаряжения и только после этого начинать погружение на глубину;
— запрещается спускаться с борта плавсредства в воду на сигнальном или каком-либо другом конце кроме спускового, а также прыгать с борта (трапа) в воду;
— обеспечивающий (страхующий) водолаз должен потравливать сигнальный конец, не выпуская его из руки и не давая слабины; если сигнальный конец получил сильное натяжение, погружение следует прекратить и запросить пловца о самочувствии;
— достигнув заданной глубины, дать сигнал наверх «Чувствую себя хорошо»: выполняя спасательные работы, постоянно контролировать свое самочувствие, состояние снаряжения, изменения окружающей обстановки и время пребывания под водой: при срабатывании указателя минимального давления прекратить работу, дать сигнал на поверхность и начинать подъем: периодически проверять, свободны ли сигнальный конец и шланг;
— при возникновении неисправности снаряжения или плохом самочувствии прекратить работу, доложить командиру спуска и, проявляя хладнокровие, действовать в соответствии с его указаниями.
3.8. При спуске в условиях сильного волнения и быстрого течения со спасателем должна быть обязательно установлена телефонная (радио) связь. Место спуска должно находиться выше по течению на расстоянии 4-5 м от места работы под водой. Плавсредство, с которого производится спуск, не должно дрейфовать.
3.9. При скорости течения, превышающей 1,0 м/с, и глубине погружения более 5 м для передвижения к месту нахождения пострадавшего под водой применять ходовой конец, прикрепленный к балласту спускового конца.
3.10. При спусках с берега для обследования дна реки, с одного берега на другой предварительно должен быть проложен проводник с помощью шлюпки (лодки) или линемета.
3.11. Спуск под воду разрешается проводить при волнении не более 3 баллов (скорости течения не более 2 м/с). При этом необходимо прочно удерживать плавсредство на месте за счет увеличения держащей силы якоря. Во время спуска постоянно наблюдать за положением плавсредства. Если оно начинает дрейфовать, спуск прекращается. Плавсредство устанавливается так, чтобы борт (корма), с которого проводят спуск, находился с подветренной стороны.
3.12. При проведении спасательных работ ночью необходимо осветить светильниками и прожекторами место работ и прилегающую водную поверхность, с тем, чтобы сигнальный конец и выходящие на поверхность воды пузырьки были хорошо видны, для обнаружения пострадавших под водой — пользоваться подводными светильниками.
3.13. При спасении пострадавших провалившихся под лед, прежде чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения.
3.14. При спасании пострадавшего из-под воды зимой с использованием (водолазного) снаряжения необходимо:
— предусмотреть на берегу обогреваемое помещение;
— принять меры, предупреждающие образование в шланговых соединениях ледяных пробок, обмерзание дыхательных и травящих клапанов снаряжения (их необходимо поливать горячей водой и продувать воздухом);
— водолазные шланги продувать сжатым воздухом;
— воздух в баллоны хранилища накачать заранее;
— принимать меры к сохранению прочности ледяного покрова у места спуска или специально оборудовать спуск;
— быть внимательным, при работе под водой, к шумам воздуха (при образовании ледяных пробок шум изменяется), если подача воздуха прекратилась, работу следует приостановить и доложить об этом командиру спуска для принятия срочных мер.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При падении в воду необходимо:
— сделать глубокий вдох и постараться принять вертикальное положение;
— в воде вести себя спокойно, не поддаваться панике, не растрачивать силы на ненужные движения.
— при приближении спасателей подавать сигналы поднятием руки, а также свистом;
— спешить к берегу или к спасательной шлюпке только в случае, если они находятся на расстоянии, на преодоление которого требуется не более 30-40 мин без истощения сил;
— находясь в холодной воде, принять свободную позу, по возможности согнуть ноги с поднятыми коленями, прижать руки к бокам и груди. Время от времени выполнять непродолжительные физические движения или напрягать попеременно мышцы ног, живота, рук и шеи;
— при падении в воду нескольких человек — сгруппироваться, прижаться друг к другу, положить руки друг другу на плечи — для сохранения тепла;
— при падении под лед освободиться от верхней одежды и обуви, спокойно опереться локтями об лед, перевести тело в горизонтальное положение так, чтобы ноги были у поверхности воды, ближнюю к кромке льда ногу вынести на лед, переворачиваясь на спину, выбраться на лед, отползти от опасного места.
4.2. При обнаружении неисправностей водолазного снаряжения или плохом самочувствии спасателя-водолаза необходимо прекратить работу, доложить командиру спуска и, проявляя хладнокровие, действовать в соответствии с его указаниями.
4.3. При обнаружении неисправностей в плавсредствах, в используемой технике, оборудовании, снаряжении, а также при получении травмы во время работы следует, при необходимости, закончить технологическую операцию, остановить работу техники (инструмента), немедленно доложить ответственному за проведение работ.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Проверить наличие спасателей, их физическое состояние, нуждающихся в медицинской помощи отправить в медпункт.
5.2. Привести в порядок спецодежду, спасательные средства (спасательные нагрудники после использования своевременно промывают теплой водой с мылом, просушивают, осматривают и испытывают на прочность, конец Александрова своевременно моют и сушат, хранят в подвешенном состоянии, так, чтобы он не касался земли, канат конца Александрова испытывают на прочность; спасательные средства при необходимости подкрашивают, резиновые изделия просыпают тальком).
5.3. Средства защиты органов дыхания протереть спиртом в местах контакта с лицом и ротовой полостью, просушить.
5.4. Привести в порядок плавсредства, инженерную технику, инструменты, оборудование, провести очередное регламентное обслуживание согласно технологических карт.
5.5. Привести в порядок водолазное снаряжение, протереть спиртом места контакта с лицом, уложить на штатные места, в последующем дозарядить баллоны сжатым воздухом.
5.6. Доложить командиру группы или ответственному за проведение работ о выполненных работах, о замеченных неисправностях в технике, инструменте, оборудовании и т. д.
5.7. Организовать проведение необходимых санитарно-гигиенических мероприятий.
|