ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТА АВТОГУДРОНАТОРА
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТА АВТОГУДРОНАТОРА
Глава 1
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. К самостоятельной работе в качестве машиниста
автогудронатора (далее - машинист) допускаются лица мужского пола, имеющие
непрерывный стаж работы в качестве водителя категорий C; C и E; B и C не менее
трех лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными по состоянию
здоровья, прошедшие специальную подготовку в обучающих организациях, имеющих
разрешение Проматомнадзора, сдавшие экзамен и получившие свидетельство о
подготовке водителя транспортных средств, выполняющих перевозки опасных грузов.
2. Свидетельство об обучении действительно в
течение 3 лет. Для его продления машинист в течение года, предшествующего дате
истечения срока действительности свидетельства, должен пройти переподготовку в
обучающей организации и сдать соответствующие экзамены.
3. Вновь принятый на работу машинист проходит
стажировку в количестве не менее 5 смен с последующей проверкой знаний на
допуск к самостоятельной работе.
4. Машинист должен:
ежегодно проходить организуемое нанимателем
обучение по вопросам охраны труда, безопасности движения и безопасной перевозке
нефтепродуктов по разработанной и утвержденной нанимателем программе с
последующей проверкой знаний и оформлением протокола;
проходить вводный инструктаж, первичный инструктаж
на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктаж; периодическую и
внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда, безопасности движения и
безопасной перевозке нефтепродуктов; в установленном порядке предрейсовый
медицинский осмотр.
5. Машинист кроме документов, перечисленных в
правилах дорожного движения, должен при себе иметь копию лицензии на право
перевозки опасного груза; маршрут перевозки опасного груза; свидетельство о
допущении транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов,
регистрационную карточку транспортного средства, калибровочный паспорт на
цистерну, свидетельство о подготовке водителя транспортного средства,
выполняющего перевозку опасных грузов, аварийную карточку системы информации об
опасности, адреса и номера телефонов должностных лиц перевозчика, ответственных
за перевозку опасных грузов, удостоверение на право обслуживания объектов,
подконтрольных Проматомнадзору, товарно-транспортные документы на перевозимый
нефтепродукт, путевой лист.
6. Машинист должен:
соблюдать правила внутреннего трудового
распорядка;
соблюдать правила дорожного движения;
выполнять только ту работу, которая поручена
непосредственным руководителем работ;
знать и совершенствовать методы безопасной работы;
содержать рабочее место в соответствии с
требованиями охраны труда;
использовать инструмент, приспособления, инвентарь
по назначению, об их неисправностях сообщать руководителю работ;
знать местонахождение и уметь пользоваться
первичными средствами пожаротушения;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать технологию производства работ, применять
способы, обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по
охране труда, проектах производства работ, технологических картах, инструкциях
по эксплуатации;
пройти соответствующую теоретическую и
практическую подготовку и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь
пострадавшим при несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях;
в соответствии с характером выполняемой работы
правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в
случае их отсутствия или неисправности уведомить об этом непосредственного руководителя;
применять средства индивидуальной защиты в
соответствии с характером выполняемой работы согласно Типовым отраслевым нормам
бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым
эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных
средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных
дорог, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. N 166 (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2006 г., N 10, 8/13638):
N
п/п
Наименование
Срок
носки в
месяцах
1
Костюм
хлопчатобумажный
12
2
Головной
убор из хлопчатобумажной ткани
12
3
Ботинки
кожаные (сапоги кирзовые)
12
4
Рукавицы
комбинированные
До
износа
В
холодное время года дополнительно:
5
Костюм
для защиты от пониженных температур из
хлопчатобумажной ткани
36
6
Сапоги
кирзовые утепленные на резиновой
подошве
24
7. На машиниста могут воздействовать опасные и
вредные производственные факторы:
движущиеся машины и механизмы, перемещаемые
машинами изделия, конструкции и материалы;
повышенная загазованность, запыленность и
влажность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура воздуха на
рабочем месте;
повышенный уровень шума и вибрации;
недостаточная видимость рабочей зоны из кабины
машиниста;
повышенная температура поверхностей оборудования;
вредные вещества, с которыми машинист находится в
контакте при обслуживании транспортного средства;
возможность возникновения пожара;
повышенный уровень статического электричества;
нервно-психические перегрузки.
8. Машинисту запрещается:
появляться и находиться на территории организации
в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, с
остаточными явлениями опьянения;
управлять автомобилем в болезненном состоянии, при
переутомлении, алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, с
остаточными явлениями опьянения;
распивать спиртные напитки, употреблять
токсические или наркотические вещества в рейсе, в местах отдыха и работы на
трассе;
осуществлять пуск двигателя путем буксировки
автомобиля;
приступать к работе при подтекании топлива и масла
из систем и агрегатов автогудронатора;
управлять автогудронатором в болезненном или
утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих
внимание и быстроту реакции, а также передавать управление автомобилем лицу,
находящемуся в таком состоянии;
при продувке системы питания или переливании
топлива засасывать его ртом;
хранить в кабине топливо и другие
легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал;
покидать свое место или оставлять автогудронатор,
если не приняты меры, исключающие его самопроизвольное движение.
9. О случаях травмирования незамедлительно
сообщить руководителю работ или диспетчеру.
10. Машинист, не выполняющий требования настоящей
Типовой инструкции, привлекается к ответственности в соответствии с
законодательством Республики Беларусь.
Глава 2
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
11. Проверить исправность средств индивидуальной
защиты, необходимых для выполнения работы. Надеть специальную одежду,
специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.
12. При недостаточной видимости перевозка
нефтепродуктов запрещена.
13. Проверить автогудронатор на соответствие
следующим требованиям:
цистерна должна быть оборудована устройствами и
приспособлениями для опломбировки запорной арматуры;
сливные рукава должны конструктивно обеспечивать
снятие статического электричества, должны быть закрыты заглушками и уложены в
пеналы, закрыты крышками.
14. Цистерна автогудронатора должна быть оборудована
следующими устройствами для защиты от статического электричества:
розеткой с защитным кожухом, электропроводно
соединенной с корпусом цистерны;
гибким многожильным проводом сечением не менее 2,5
кв.мм и длиной не менее 20 м с двухполюсными вилками на концах для заземления
цистерны на площадке слива-налива;
заземляющей цепочкой из материала, не дающего
искр, или из электропроводящей резины, электропроводно соединенной с корпусом
цистерны, имеющей касание земли на 200 мм.
15. Автогудронатор должен быть укомплектован двумя
знаками "Опасность" и двумя фонарями автономного питания с мигающими
(или постоянными) огнями оранжевого цвета и должен быть обозначен в
соответствии с правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в
Республике Беларусь.
16. Автогудронатор должен быть укомплектован:
одним огнетушителем ОП-10 либо двумя ОУ-5(8) для
тушения пожара на транспортном средстве и одним огнетушителем ОП-5 либо ОУ-5(8)
для тушения пожара при загорании нефтепродукта в цистерне. Огнетушители должны быть
испытаны, опломбированы и размещены в местах, предусмотренных
заводом-изготовителем;
ящиком с сухим песком объемом не менее 0,25 куб.м;
противопожарным полотнищем;
лопатой;
не менее чем двумя противооткатными упорами
(башмаками) для подкладывания под колеса;
двумя таблицами системы информации об опасности,
установленными на переднем бампере и на задней стенке цистерны;
проблесковым маячком оранжевого цвета;
двумя знаками "Въезд запрещен";
комплектом инструмента;
аптечкой первой медицинской помощи.
17. Перед началом работ машинист должен:
проверить исправность форсунок, трубопроводов,
вентилей и манометров, крепление топливного бака;
проверить состояние распределителей, при
необходимости прочистить их;
проверить состояние системы пневматического
привода тормозов;
проверить заправку двигателя водой, топливом;
проверить состояние покрышек и давление в шинах.
18. Перед пуском двигателя затормозить
автогудронатор стояночным тормозом, рычаг переключения передач поставить в
нейтральное положение.
Глава 3
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
19. Скорость движения автогудронатора должна
выбираться машинистом в соответствии с требованиями правил дорожного движения,
но не более 60 км/ч.
20. Во время движения по маршруту машинист должен
периодически осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного
средства, обращая внимание на отсутствие утечек нефтепродуктов.
21. При перевозке нефтепродуктов машинисту
запрещается:
резко трогать с места транспортное средство;
производить обгон транспортных средств, движущихся
со скоростью более 50 км/ч;
двигаться с выключенными коробкой передач и
двигателем;
резко тормозить;
курить во время движения, разводить огонь ближе
100 м от стоянки транспортного средства;
перевозить посторонних лиц и груз, не предусмотренный
документами;
буксировать транспортные средства.
22. При наполнении цистерны автогудронатора
вяжущим материалом машинист должен следить за указателем уровня.
23. Не допускается подавать горячее вяжущее в
цистерну автогудронатора при наличии в ней растворителя или воды.
24. При наборе вяжущего материала самотеком
необходимо устанавливать автогудронатор так, чтобы люк цистерны находился ниже
наливного трубопровода. При этом необходимо надежно закрепить сливной лоток или
трубу и не находиться вблизи них во избежание возможных ожогов.
25. Розжиг горелок, подогревающих вяжущее в
цистерне, должен производиться факелами с ручкой, имеющей длину не менее 1,5 м.
В качестве топлива горелок не разрешается применять бензин.
26. Перед началом розлива вяжущего материала
машинист должен погасить форсунку и закрыть вентили трубопровода подачи
топлива.
27. Наполнять цистерну автогудронатора можно
только через фильтр на средних и малых оборотах насоса при условии отсутствия в
ней растворителя или воды. Не допускается разжижать вяжущий материал в цистерне
автогудронатора.
28. Не допускается производить крепежные работы,
находясь под цистерной, наполненной вяжущим.
29. При заполнении цистерны автогудронатора нельзя
допускать ее переполнения и вытекания наружу вяжущего через переливную трубу.
30. При зажигании форсунки топливо подавать
сначала слабой струей, постепенно увеличивая его подачу до нормальной.
31. Во время розжига следует находиться сбоку
форсунки, чтобы не получить ожога при выбивании пламени.
32. Порядок розжига форсунки должен соблюдаться
согласно инструкции по эксплуатации.
33. При перекачивании вяжущих, имеющих высокую
температуру, наборный рукав можно отсоединять только в рукавицах, чтобы не
получить ожогов.
34. Перед розливом вяжущего материала необходимо
закрепить распределитель и разогреть его переносной горелкой. При этом следует
соблюдать следующие меры предосторожности:
перед началом подогрева необходимо проверить
уровень вяжущего материала в цистерне (он должен перекрывать жаровые трубы в
самой верхней их точке не менее чем на 200 - 250 мм);
не разжигать переносную горелку (форсунку) вблизи
легковоспламеняющихся материалов;
при работе переносной горелки следует следить за
давлением в топливном баке по манометру;
не оставлять работающие горелки без постоянного
наблюдения;
не допускать применения в качестве топлива для
горелок (форсунок) бензина;
по окончании разогрева следует закрепить крышку
дымовой трубы.
35. Во время розлива вяжущего автогудронатором не
допускается приближаться к распределительным трубам ближе 10 м.
36. При установке распределительных труб
необходимо следить за тем, чтобы прорези сопел были повернуты от продольной оси
распределителя на 22 - 25 град. C.
37. Перед розливом машинист должен включить насос,
поставить большой кран в положение "Розлив", а распределитель - в
рабочее положение и дать звуковой сигнал.
38. При розливе битума из распределительного
шланга не разрешается кому-либо, кроме машиниста, находиться ближе 10 м от
места розлива.
39. При перерывах в работе сопло распределителей
трубы должно быть опущено вниз.
40. После окончания розлива вяжущего необходимо
установить распределительный кран на циркуляцию, а затем только поднять
распределительные трубы.
41. При эксплуатации автогудронатора во избежание
утечки вяжущего материала машинист должен периодически подтягивать болты
крепления фланцев крана, проверять сальниковые уплотнители поплавкового
указателя уровня. В случае выплескивания и подтекания через крышку верхнего
люка следует сменить уплотняющую прокладку.
42. После окончания поступления вяжущего материала
машинист должен выключить насос, закрыть запорный клапан и слить остатки битума
из шланга, закрыть крышку люка и закрепить ее.
43. Остаток вяжущего из цистерны разрешается
сливать только на базе в битумоплавильный котел.
44. После слива остатков вяжущих материалов из
цистерны последнюю необходимо промыть.
45. Транспортировку полуприцепа-цистерны во
избежание его заноса и опрокидывания на крутых поворотах (особенно под уклон),
ухабах, съездах и въездах по насыпи под острым углом производить только с
полным надежным выключением.
Глава 4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
46. В случае возникновения инцидента или аварии
при перевозке нефтепродуктов первичная ликвидация их последствий до прибытия
аварийной бригады перевозчика и специальных служб должна осуществляться
машинистом.
47. При возникновении в пути неисправностей
автогудронатора, при которых запрещается участие в дорожном движении,
прекратить движение, включить аварийную световую сигнализацию.
48. В случае возникновения аварии или инцидента
при перевозке нефтепродуктов (ДТП, загорание, утечка нефтепродукта, повреждение
тары или другое событие) машинист должен:
48.1. при появлении во время движения запаха
автомобильного топлива немедленно остановить автомобиль, выявить причину
появления запаха и устранить ее;
48.2. при невозможности движения сообщить в
организацию, которой принадлежит автомобиль, или в ближайшую
аварийно-техническую службу;
48.3. при возникновении пожара на автогудронаторе
немедленно остановить его, заглушить двигатель, выключить зажигание, отключить
массу, перекрыть подачу топлива и приступить к тушению огня с помощью
огнетушителя;
48.4. в случае возникновения пожара в зоне стоянки
автомобилей или на территории организации эвакуировать автогудронатор в
соответствии с разработанным планом эвакуации;
48.5. оградить зону аварии или инцидента знаками
"Опасность", установив их спереди транспортного средства на
расстоянии 100 м от него;
48.6. не допускать посторонних лиц в зону аварии
или инцидента;
48.7. сообщить о случившемся в органы
Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики
Беларусь, органы и подразделения МЧС и руководителю организации;
48.8. оказать при необходимости доврачебную помощь
пострадавшим (потерпевшим), указанную в аварийной карточке;
48.9. в соответствии с указаниями аварийной
карточки системы информации об опасности принять меры по первичной ликвидации
аварии или инцидента;
48.10. при утечке нефтепродукта предотвратить
попадание его в сточные воды, засыпав место разлива сорбционным материалом и
создав временное обвалование места аварии или инцидента с помощью лопаты и
других подручных средств;
48.11. по прибытии на место аварии или инцидента
представителей органов Государственной автомобильной инспекции Министерства
внутренних дел Республики Беларусь, подразделений МЧС и других служб
проинформировать их об опасности и принятых мерах и предъявить транспортные
документы на перевозимый груз;
48.12. в случае возгорания топлива машинист должен
перекрыть топливный кран, остановить двигатель, открыть капот (если он закрыт)
и направить струю из огнетушителя на очаг пожара;
48.13. при воспламенении битума в цистерне
машинист должен плотно закрыть крышку, а если имеются горящие подтеки на
цистерне, направить на них струю из огнетушителя.
При невозможности ликвидировать очаг возгорания
своими силами машинист должен:
немедленно сообщить о пожаре в пожарную службу по
телефону 101;
принять меры по обеспечению безопасности и
эвакуации людей;
приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на
объекте первичных средств пожаротушения;
немедленно сообщить о пожаре руководителю объекта;
48.14. при разрыве битумопровода машинист должен
выключить насос или двигатель автомобиля, закрыть запорный клапан, слить
остатки битума из шланга и заменить поврежденный участок битумопровода;
48.15. при ожоге горячим битумом необходимо смыть
битум керосином, затем водой с мылом и перевязать поврежденное место сухой
стерильной повязкой, а затем обратиться к врачу;
48.16. при неисправности двигателя или рабочего
оборудования работу автогудронатора необходимо прекратить и принять меры к
устранению неисправности;
48.17. в случае необходимости оказать необходимую
первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему на производстве, освободив
его от действий травмирующего фактора;
48.18. при получении травмы на производстве
немедленно обратиться в лечебное учреждение и сообщить о случившемся
непосредственному руководителю, сохранить рабочее место без изменений на момент
получения травмы, если это не угрожает окружающим и не приведет к аварии.
Глава 5
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
49. После прибытия с линии произвести осмотр
автогудронатора согласно перечню операций, установленных руководством по
эксплуатации.
50. По окончании работы необходимо:
поставить автогудронатор в отведенное место, слить
из цистерны и распределительных битумопроводов остатки вяжущих материалов,
промыть насосы, краны и трубопроводы керосином, дизтопливом;
очистить автогудронатор от вяжущих материалов,
прочистить и поставить на место сетки фильтров;
закрыть кабину на замок;
в холодное время года слить воду из системы
охлаждения двигателя, топливо из бензинового и керосинового баков;
поставить под оси автогудронатора металлические
козелки, чтобы освободить шины от давления.
51. Обо всех обнаруженных неисправностях, поломках
и повреждениях сообщить лицу, ответственному за техническое состояние и
эксплуатацию автогудронаторов.
52. После окончания всех работ снять средства
индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой
водой с мылом, при возможности принять душ.
53. Мыть руки в масле, бензине, керосине и
вытирать их загрязненной ветошью не допускается.
До уваги користувачів! Вся інформація взята з відкритих джерел, призначена виключно для приватного використання, з метою самоосвіти користувачів ресурсу. Дана інформація не призначена для комерційного використання! Ні власник сайту, ні хостинг-провайдер, ні будь-які інші фізичні або юридичні особи не можуть нести ніякої відповідальності за будь-яке використання матеріалів даного сайту. Відвідуючи цей сайт користувач підтверджує свою повну згоду з усіма вище викладеними умовами використання інформації.