На должность врача-стоматолога назначается специалист (старше 18 лет) с высшим медицинским образованием с подготовкой по соответствующей специальности. К работе на данной должности врач допускается при отсутствии противопоказаний к выполнению данной работы, после прохождения в установленном порядке предварительного или периодического медицинского осмотра, вводного и первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте. Повторные инструктажи по охране труда врач должен проходить не реже 2 раз в год в отделении, с обязательной регистрацией в журнале проведения инструктажей. При работе с электроустановками врач должен быть аттестован на квалификационную группу по электробезопасности не ниже 2‑й. При организации и проведении лечебного процесса на врача могут воздействовать следующие опасные и вредные факторы: • опасность инфицирования при контакте с больными пациентами (кровь, слюна и т. д.); • колотые раны и порезы при обращении со шприцами и другими колющимися инструментами и предметами; • аллергическая реакция при воздействии лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств; • опасность поражения электрическим током при работе с электрооборудованием; • опасность травмирования глаз при попадании пломбировочного материала, кусочков зуба и т. д. Врач при выполнении лечебного процесса должен быть обеспечен: • специальной одеждой и обувью согласно отраслевым нормативам (фартук непромокаемый (дежурный), перчатки резиновые); • санитарно-гигиенической одеждой (халат хлопчатобумажный, колпак или косынка хлопчатобумажная, санитарные принадлежности – индивидуальное полотенце или бумажные салфетки разового пользования, одноразовая маска). Смена санитарной одежды осуществляется ежедневно, при загрязнении кровью – незамедлительно. Количество комплектов должно быть не менее трех на каждого работающего врача. Стирка одежды должна производиться в лечебно-профилактическом учреждении централизованно. Не допускается стирка санитарной одежды на дому. Хранение санитарной одежды осуществляется раздельно от личной в индивидуальном двухсекционном шкафчике вне кабинета приема. Верхнюю одежду следует хранить в гардеробе либо в шкафу вне производственных помещений. Администрация учреждения обязана обеспечивать врача в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов. В случае недомоганий, заболеваний, травм, несчастных случаев на производстве или возникновения аварийных ситуаций следует не приступать к работе и поставить в известность заведующего отделением. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ Надеть санитарную одежду. Снять с рук ювелирные украшения (кольца, перстни). Ногти должны быть коротко подстрижены, не допускается наличие искусственных ногтей. При наличии на руках микротравм, царапин, ссадин заклеить поврежденные места лейкопластырем. Обработать руки кожным антисептиком либо вымыть водой с мылом. После мытья вытереть руки индивидуальным полотенцем (или салфеткой однократного использования). Надеть перчатки (перчатки необходимо надевать перед любым контактом с пациентом). Стерильные изделия должны быть выложены на стоматологический столик врача на стерильный лоток непосредственно перед контактом у конкретного пациента. Перед стоматологическим вмешательством собрать и отразить в медицинской документации анамнез о наличии общих заболеваний, хронических инфекций, хирургических вмешательствах, переливаний крови, указывающих на возможность инфицирования пациента и т. д. Следует соблюдать меры предосторожности и в целях предупреждения инфицирования рассматривать всех пациентов как потенциальных источников инфекций. Работу начинать только при работающей общеобменной и местной вытяжной установках. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ Во время лечения больного следует избегать контактов, способствующих загрязнению объектов и распространению инфекции (нельзя вести записи, прикасаться к телефонной трубке, пользоваться косметикой, принимать пищу и т. д.). Врач обязан мыть и дезинфицировать руки перед осмотром каждого больного или выполнением процедур, а также после выполнения таких процедур как уборка помещения, посещения туалета и др. При осуществлении лечебного процесса не допускать попадания на открытые поверхности кожи лекарственных аллергенов (антибиотиков, новокаина, полимеров и т. д.). Смену перчаток необходимо проводить после каждого пациента. Не допускать повторного использования перчаток. Использованный медицинский инструментарий сразу же после окончания процедуры следует погружать в емкость с дезинфицирующим раствором. Медицинские отходы, образуемые в процессе работы, необходимо обеззараживать и собирать в предназначенные для этих целей пакеты и емкости в строгом соответствии с правилами сбора, хранения и утилизации. Прием пищи должен осуществляться только во время регламентированных перерывов в специально отведенных для этих целей помещениях. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ Вымыть руки, не снимая перчаток, проточной водой с мылом, снять перчатки. Руки дезинфицируют сразу же после снятия перчаток. Проконтролировать уборку кабинета. После влажной уборки помещение облучить бактерицидными лампами и проветрить. Не использованные в течение смены материалы и инструменты со стерильного стола должны быть направлены на повторную стерилизацию.
|